4

4.5.3 Водный транспорт

Вдоль северной границы Моргаушского района проходит участок Чебоксарского водохранилища на р. Волге – основной магистрали Волго-Балтийской водной системы, по которой осуществляются внешние и внутренние транспортные связи Республики Чувашии. Республика является субъектом «Ассоциации Большая Волга». Чебоксарский речной порт является портом пяти морей, обслуживает суда типа «река – море» и пассажирские суда любого класса, обеспечивающие работу на пригородных, экскурсионных и междугородних линиях.

Пристани Шешкары и Ильинка, расположенные в Моргаушском районе, приписаны к Чебоксарскому речному порту. С причалов Чебоксарского порта осуществляются перевозки пассажиров в границах ИльинкаКозловка.

Пристань Шешкары расположена на расстоянии 25 км. от г. Чебоксары, 38 км. от створа гидроузла в заливе, образованном от затопления оврага.

Пристань Ильинка севернее на 4 км. от с. Шешкары в районе населенного пункта Ильинка. Связь с внешней сетью автодорог – выезд на республиканскую дорогу МоргаушиКозьмодемьянск осуществляется по местной а/д Шешкары – а/д СундырьИльинка.

Основные проблемы водного транспорта

Негативные последствия адаптации водного транспорта к рыночным условиям:

1.      снижение объема перевозок пассажиров речным транспортом, ввиду роста тарифов и  снижения платежеспособности пассажиров.

2.      физическое и моральное старение пассажирского флота, выработавшие нормативные амортизационные сроки службы;

3.      необходимость капитального ремонта шлюзового хозяйства и оборудования Чебоксарского района гидротехнических сооружений и судоходства.

Сложность эксплуатации сооружений водного транспорта, расположенных в зоне Чебоксарского водохранилища, заключается в необходимости повышения отметок уровня воды в водохранилище до расчетных величин и ремонта причальных устройств. Развитие водного транспорта тормозится отсутствием спроса на услуги в связи с конкуренцией с прочими видами транспорта. Пропускная способность водной системы ограничивается техническими характеристиками.

проектные решения

Река Волга и прибрежные зоны – один из инфраструктурных потенциалов Республики и, в том числе Моргаушского района. Отмечается необходимость инвестиций для решения проблем водного транспорта:

Ø      сохранение и дальнейшее развитие пристани Ильинка и Шешкарская;

Ø      в район пристани Шешкарская намечается перенос складов стройматериалов и организация грузового причала. В настоящее время причал и склады расположены в Чебоксарском районе в зоне отдыха на пристани Сюктерка;

Ø      на пристани Шешкарская намечается грузовая база-терминал для стройматериалов, доставляемых речным транспортом, и перевалка грузов на автотранспорт;

Ø      реконструкция гидротехнических сооружений и береговых причальных устройств, необходимая в связи с повышением уровня в водохранилище до отметки 65 м.;

Ø      организация благоустроенных подъездов к пристаням;

Ø      на пристани Ильинка предусматривается благоустройство причального фронта для приема к отправки пассажирских судов местных, пригородных и туристских маршрутов, пассажирские павильоны;

Ø      предусматривается организация остановочных пунктов на правом берегу – в зоне отдыха Шомиково, на левом берегу – в устье р. Парат. При этом для развития зоны отдыха необходимо решить проблему затопления левобережья.

Ø      В районах Ильинка и Шомиково намечаются причалы для спортивных судов и лодок, базы для их хранения и обслуживания, кемпинг.

Для реализации пассажиропотоков в зону отдыха и развития зоны отдыха на водохранилище предусматривается:

Ø      развитие пригородного пассажирского транспорта, в т.ч. водных маршрутов;

Ø      приобретение комфортабельных автобусов и микроавтобусов;

Ø      улучшение инфраструктуры зоны отдыха, строительство гостинец и др., мероприятия для развития экологического водного туризма и использования потенциальных возможностей зон отдыха на водохранилище.