6

6.3.4 Торговля, общественное питание и коммунально-бытовое обслуживание

На начало 2003 г Моргаушском районе работало:

·        135 частных предприятий торговли

·        25 предприятия общественного питания (кроме того, имеется 40 столовых и буфетов при школах)

·        3 муниципальных рынка (с.с. Моргауши, Б.Сундырь и Тораево)

·        2 частных предприятия бытового обслуживания в с. Моргауши (ООО «Нежность» и ПК «Моргаушрайбыт», в его составе: 2 Дома быта в с.с. Моргауши и Б.Сундырь и КПП в с.с. Кадикасы, Тораево и др.)

·        2 муниципальных предприятия ЖКХ в с.с. Моргауши и Б.Сундырь, в составе которых 3 бани по 50 мест каждая (с.с. Моргауши, Б.Сундырь и Москакасы)

Розничный товарооборот торговли (доля продовольственных товаров составляет до 80 %) и общественного питания постоянно растет. За январь-февраль 2003 г. розничный товарооборот торговли вырос по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. на 16 %, а общественного питания на 54 %.

До 1992 года в районе все предприятий торговли и  общественного питания входили в состав районных потребительских общества (Моргаушское и Б. Сундырское). В настоящее время появились и другие частные учреждения. Вместе с тем, до настоящего времени до 76 % розничного товарооборот торговли и 95,5 % общественного питания в районе приходиться на эти общества. В их составе работают 107 предприятий торговли и 17 предприятий общественного питания

За январь 2003 г. объем платных услуг вырос по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. на 20 %. Платные услуги предоставляют: Моргаушский филиал «Чувашсетьгаз» (до 36 % всего объема платных услуг), ОАО «Моргаушскавтотехсервис», санэпиднадзор, киносеть, отдел образования, предприятия связи и др.

От общего объема платных услуг сфера бытовых услуг дает около 5 %, это ООО «Моргаушрайбыт» и ООО «Нежность». Они оказывают населению различные виды услуг: ремонт и вязание трикотажных изделий, ремонт и пошив швейных изделий, парикмахерские услуги, ремонт обуви, бытовой техники, часов, пошив головных уборов, прокат и т.д.

Основные направления развития предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания

Сфера торговли и бытовых услуг необходима для стабилизации, дальнейшего развития и совершенствования экономики района. Для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей населения, а также развития производства и предпринимательской деятельности на потребительском рынке.

Розничная торговля – необходимое условие развития производства и отражает экономическое состояние региона и страны в целом. Она тесно связана с денежным обращением выполнения социальной задачи и в первую очередь с важнейшей областью занятости населения в условиях рыночной экономики.

Следует отметить, что несмотря на то, что в Чувашской республики преобладает сельскохозяйственное производство, тем не менее поставляется продовольственных товаров больше, чем вывозится:

-         мяса и птицы в 1,85 раз

-         колбасных изделий - 7,58 раз

-         консервов мясных – 44,87 раз

-         консервов мясорастительных – 7,68 раз

-         масло животного – 1,99 раз

-         сыров жирных – 6,32 раза

-         цельномолочной продукции – 1,36 раз

-         водки и ликероводочных изделий – 172,6 раз

-         пива – 8,63 раза.

Это говорит о том, что республика не обеспечивает себя продовольственными товарами, слабо развита пищевая промышленность по объему и ассортименту продовольственных товаров.

В программе развития потребительского рынка Моргаушского района предусматриваются следующие основные задачи и предложения:

1.      Развитие инфраструктуры /складского хозяйства, оптово-посреднических организаций, тароупаковочной индустрии, транспортное обслуживание товарных рынков, открытие оптового и мелкооптового складов, универбазы при Моргаушском районе, формирование информационной обеспеченности товарных рынков/.

2.      Обеспечение территориальной и ценовой доступности товаров и услуг (открытие новых предприятий торговли, общественного питания, создание придорожных сервисных центров, совершенствование мелкорозничной торговли, организация выстовочно-ярмарочной деятельности, развитие сети комплексных приемных пунктов и совершенствование предприятий бытового обслуживания).

3.      Научно-техническая политика. (внедрение новых технологий и высокотехнологичных предприятий – предприятий самообслуживания, универмаги, универсамы и т.п.; внедрение технологии штрихового кодирования, создание и постоянное обновление единой базы данных предприятий потребительского рынка, внедрение и расширение системы безналичных расчетов, обеспечение финансового контроля над розничным товарооборотом, совершенствование организации и технологии питания в учебных заведениях.)

Выполнение Программы позволяет:

-         обеспечить рост товарообмена сфере розничной торговли и общественного питания;

-         увеличить объемы оказываемых услуг;

-         повысить финансовую стабильность в районе;

-         восстановить эффективность финансирования и контроль над розничным товарооборотом;

-         улучшить и торговое и бытовое обслуживание населения;

-         повысить качество и безопасность товаров и услуг, обеспечить выполнение требований государственных стандартов и метрологии;

-         предотвратить продажу опасных для жизни и здоровья людей товаров;

Общие нормативы СНиП 2.07.01-89 (2000) для сельских поселений:

повседневного пользования 4 рабочих места (это в основном комплексные приемные пункты)

Применение данных нормативов в настоящих рыночных условиях достаточно условно. Практически вся сеть предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания является частной, поэтому ее развитие полностью определяется рыночными законами и связана со спросом населения и рентабельностью их функционирования.

Перспективы развития  этой сети связано с изменениями этих параметров, которые зависят от многих составляющих, складывающихся как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Кроме того, например, по предприятиям торговли значительное развитие получила «палаточная» и рыночная торговая сеть, которая практически не имеет торговой площади, и расчет по торговой площади этих предприятий не приемлем (Статистикой не ведется даже учета по торговой площади). Поэтому расчет этих учреждений не приводится, поскольку он стал бы формальностью далекой от реальности.

Вместе с тем, местные органы власти могут создавать определенные условия, влияющие на направленность в деятельности этих предприятий для более полного удовлетворения потребностей населения.