Территория
района составляет 84,5 тыс. га., сельхозугодия занимают 75% площади района,
леса около 12 % которые расположены вдоль р. Волги и небольшими массивами в
западной, центральной и южной частях района, до 1,5% территории находится под
водой, остальная территория 9 %, занята приусадебными участками, дорогами,
трубопроводами, населенными пунктами – до 2 % занято оврагами. В целом территория достаточно интенсивно
освоена.
Центр района – с. Моргауши, расположен в центре района в 47 км. от
г. Чебоксары. В райцентре проживает 2957 чел. или 7 % населения района. Здесь сосредоточенны районные
административно-хозяйственные и культурно-бытовые учреждения и предприятия, а
также основная часть промышленности района. В районе 19 сельхозпредприятий
мясомолочного направления, занимающих до 80 %
территории.
Моргаушский район занимает
северо-западное положение в группе районов и рассматривается как составная
часть планировочной пригородной зоны г. Чебоксары. На территории района
прослеживается следующие транспортно-планировочные оси:
·
главная
планировочная ось – автодорога федерального значения М-7 «Волга» Н. Новгород –
Казань, проходящая по району в широтном направлении и связывающая его с г.
Чебоксары;
·
подчиненная
планировочная ось – автодорога республиканского значения, проходящая по району
в меридиональном направлении и связывающая райцентр Моргауши с г. Чебоксары,
соседними районами и р. Волгой;
·
главная
водная планировочная ось – р. Волга, находящаяся в северной части и связывающая
район со всеми регионами Волжской системы;
·
второстепенные
планировочные оси – автодороги местного значения, практически соединяющие с райцентром
все сельские администрации (центральные усадьбы).
Планировочная организация
района представляет собой двухступенчатую систему: район с райцентром и
сельское административное образование с центральной усадьбой. Всего
функционирует 19 сельских администраций, разных по величине, территории,
численности населения, хозяйственной специализации, в каждой из которых главным
градоформирующим фактором является сельскохозяйственное предприятие со своей
производственной базой. Такое условное планировочное деление имеет свои
недостатки:
·
19
сравнительно мелких планировочных и хозяйственных образований не позволяют
вести, с одной стороны, крупное конкурентоспособное сельскохозяйственное
производство, с другой, не обеспечивают полноценного культурно-бытового обслуживания
жителей округа, назовем условно сельского микрорайона;
·
федеральная
автодорога вместе с нефте- и газопроводами делит район на северную и южную
части, имеющие свою специфику как природных условий,
так и производственно-хозяйственной деятельности;
В связи с этим
просматривается целесообразность создания промежуточной ступени планировочного
района, групповой системы расселения с полноценным культурно-бытовым
обслуживанием и экономической организацией территории. Количество таких
групповых систем может формироваться, как из складывающихся хозяйственных
связей, кооперации землепользователей, так и из приемлемых радиусов доступности
к учреждениям соцкультбыта, а также спецификой природных условий и
сельскохозяйственного производства.
Существующая система расселения
включает районный центр, центральные усадьбы сельские населенные пункты, жилой
дом (подворье, усадьба). В 177 населенных пунктах проживает 36,9 тыс. чел., в среднем 210 человек на один населенный пункт. Однако в
41 населенном пункте проживает менее 100 человек (23 %) в том числе в 17
поселениях менее 50 человек, где отсутствуют учреждения культурно-бытового
обслуживания, места приложения труда, инженерные сети и сооружения,
асфальтированные дороги. В 125 населенных пунктах проживает от 100 до 500 человек
(72 %), в восьми - от 500 до 1000 человек (5 %) и в 2-х поселениях проживает
более 1000 человек (райцентр Моргауши 2957 чел., с. Б.
Сундырь
1473 чел.,).
Дисперсный характер современного сельского расселения находится в
серьезном противоречии, как с дальнейшим развитием крупного
сельскохозяйственного производства, так и с улучшением условий труда и быта
населения.
При условии развития
сельского хозяйства с созданием кооперированных агропромышленных объединений,
децентрализованное расселение усложняет производственную деятельность
предприятий в части управления производством и доставки трудящихся к местам
приложения труда.
В мелких населенных пунктах невозможно обеспечить население необходимым
уровнем культурно-бытового и коммунального обслуживания. Поэтому одной из
основных задач проекта является организация рациональной системы сельского
расселения на основе развития и размещения предприятий сельскохозяйственного
производства совершенствования системы культурно–бытового обслуживания и
инженерно–транспортной инфраструктуры района.
Необходимо принятие мер восстановления, стабилизации и развития сельского
хозяйства, создание благоприятных условий для его устойчивого развития.
Необходимо развитие торговли, малого предпринимательства, возрождение кустарных
промыслов и ремесел. Инвестиционной привлекательностью в районе обладают земля
и сельское хозяйство, рекреационная зона вдоль побережья Чебоксарского
водохранилища, федеральная автомагистраль Чебоксары – Н. Новгород – Москва,
нефте- и газопроводы.