4

4. Современное состояние и прогноз развития отдельных сфер хозяйства района

4.1. Современная организация территории

Территория района составляет 84,5 тыс. га., сельхозугодия занимают 75% площади района, леса около 12 % которые расположены вдоль р. Волги и небольшими массивами в западной, центральной и южной частях района, до 1,5% территории находится под водой, остальная территория 9 %, занята приусадебными участками, дорогами, трубопроводами, населенными пунктами – до 2 % занято оврагами. В целом территория достаточно интенсивно освоена.

Центр района – с. Моргауши, расположен в центре района в 47 км. от
г. Чебоксары. В райцентре проживает 2957 чел. или 7 % населения района. Здесь сосредоточенны районные административно-хозяйственные и культурно-бытовые учреждения и предприятия, а также основная часть промышленности района. В районе 19 сельхозпредприятий мясомолочного направления, занимающих до 80 % территории.

Моргаушский район занимает северо-западное положение в группе районов и рассматривается как составная часть планировочной пригородной зоны г. Чебоксары. На территории района прослеживается следующие транспортно-планировочные оси:

·        главная планировочная ось – автодорога федерального значения М-7 «Волга» Н. Новгород – Казань, проходящая по району в широтном направлении и связывающая его с г. Чебоксары;

·        подчиненная планировочная ось – автодорога республиканского значения, проходящая по району в меридиональном направлении и связывающая райцентр Моргауши с г. Чебоксары, соседними районами и р. Волгой;

·        главная водная планировочная ось – р. Волга, находящаяся в северной части и связывающая район со всеми регионами Волжской системы;

·        второстепенные планировочные оси – автодороги местного значения, практически соединяющие с райцентром все сельские администрации (центральные усадьбы).

Планировочная организация района представляет собой двухступенчатую систему: район с райцентром и сельское административное образование с центральной усадьбой. Всего функционирует 19 сельских администраций, разных по величине, территории, численности населения, хозяйственной специализации, в каждой из которых главным градоформирующим фактором является сельскохозяйственное предприятие со своей производственной базой. Такое условное планировочное деление имеет свои недостатки:

·        19 сравнительно мелких планировочных и хозяйственных образований не позволяют вести, с одной стороны, крупное конкурентоспособное сельскохозяйственное производство, с другой, не обеспечивают полноценного культурно-бытового обслуживания жителей округа, назовем условно сельского микрорайона;

·        федеральная автодорога вместе с нефте- и газопроводами делит район на северную и южную части, имеющие свою специфику как природных условий, так и производственно-хозяйственной деятельности;

В связи с этим просматривается целесообразность создания промежуточной ступени планировочного района, групповой системы расселения с полноценным культурно-бытовым обслуживанием и экономической организацией территории. Количество таких групповых систем может формироваться, как из складывающихся хозяйственных связей, кооперации землепользователей, так и из приемлемых радиусов доступности к учреждениям соцкультбыта, а также спецификой природных условий и сельскохозяйственного производства.

Существующая система расселения включает районный центр, центральные усадьбы сельские населенные пункты, жилой дом (подворье, усадьба). В 177 населенных пунктах проживает 36,9 тыс. чел., в среднем 210 человек на один населенный пункт. Однако в 41 населенном пункте проживает менее 100 человек (23 %) в том числе в 17 поселениях менее 50 человек, где отсутствуют учреждения культурно-бытового обслуживания, места приложения труда, инженерные сети и сооружения, асфальтированные дороги. В 125 населенных пунктах проживает от 100 до 500 человек (72 %), в восьми - от 500 до 1000 человек (5 %) и в 2-х поселениях проживает более 1000 человек (райцентр Моргауши 2957 чел., с. Б. Сундырь
1473 чел.,).

Дисперсный характер современного сельского расселения находится в серьезном противоречии, как с дальнейшим развитием крупного сельскохозяйственного производства, так и с улучшением условий труда и быта населения.

При условии развития сельского хозяйства с созданием кооперированных агропромышленных объединений, децентрализованное расселение усложняет производственную деятельность предприятий в части управления производством и доставки трудящихся к местам приложения труда.

В мелких населенных пунктах невозможно обеспечить население необходимым уровнем культурно-бытового и коммунального обслуживания. Поэтому одной из основных задач проекта является организация рациональной системы сельского расселения на основе развития и размещения предприятий сельскохозяйственного производства совершенствования системы культурно–бытового обслуживания и инженерно–транспортной инфраструктуры района.

Необходимо принятие мер восстановления, стабилизации и развития сельского хозяйства, создание благоприятных условий для его устойчивого развития. Необходимо развитие торговли, малого предпринимательства, возрождение кустарных промыслов и ремесел. Инвестиционной привлекательностью в районе обладают земля и сельское хозяйство, рекреационная зона вдоль побережья Чебоксарского водохранилища, федеральная автомагистраль Чебоксары – Н. Новгород – Москва, нефте- и газопроводы.