Расселение населения, являясь
формой пространственной организации общества, представляет подсистему
территориально-общественной системы и, соответственно, имея собственные
механизмы самоорганизации и саморегулирования, оказывает также и обратное
влияние на развитие и территориальную организацию
производства и общества в целом.
Возрастают и расширяются
потребности общества в улучшении социально-культурных и экологических условий
проживания населения, которые неотделимы от форм расселения.
Увеличиваются возможности
общества в выборе и реализации регулирующих мер, поиске наиболее эффективных
путей (стратегий) развития процесса расселения населения.
Важное место в иерархии
систем расселения занимает региональные системы расселения. Это связано с
увеличивающейся социально-экономической самостоятельностью регионов, повышением
их роли в жизни общества. Соответственно возрастает роль региональных систем
расселения как для решения местных (региональных) социально-экономических задач,
так и общегосударственных.
Населенные пункты |
Кол-во населен.
пунктов |
Численность населения |
Число жителей в среднем в одном
населенном пункте |
||
ед. |
в % |
чел. |
в % |
||
Сельские населенные пункты |
|||||
из них: |
177 |
100 |
37,200 |
100 |
210 |
Центральные усадьбы |
19 |
10,73 |
12340 |
30,97 |
649 |
Из общего числа населенных
пунктов |
177 |
100 |
37,200 |
100 |
225 |
1.Сельскохозяйственные |
171 |
96,6 |
31101 |
83,6 |
182 |
2.Смешанные |
|
|
|
|
|
-промышленно-сельскохозяйственные |
3 |
1,7 |
5021 |
12,6 |
1673 |
-строительно-сельскохозяйственные |
1 |
0,56 |
891 |
2,24 |
891 |
-рекреационно-сельскохозяйственные |
2 |
1,13 |
187 |
0,47 |
93 |
Дисперсный
характер современного сельского расселения находится в серьезном противоречии,
как с дальнейшим развитием крупного сельскохозяйственного производства, так и с
улучшением условий труда и быта населения.
При условии развития
сельского хозяйства с созданием кооперированных агропромышленных объединений,
децентрализованное расселение усложняет производственную деятельность
предприятий в части управления производством и доставки трудящихся к местам
приложения труда.
В мелких населенных пунктах
невозможно обеспечить население необходимым уровнем культурно-бытового и
коммунального обслуживания. Поэтому одной из основных задач проекта является
организация рациональной системы сельского расселения на основе развития и
размещения крупного сельскохозяйственного производства, совершенствование
системы культурно-бытового обслуживания и инженерно-транспортной инфраструктуры
района.
Относительно невысокий
уровень профессионально-технического и экономического образования населения
сельских поселений во многом определяет замедленные темпы интенсификации
сельскохозяйственного производства, недостаточные темпы внедрения достижений
научно-технического прогресса и повышение качества продукции на предприятиях
таких населенных пунктов. Вследствие этого важное значение
придается включению сельских поселений в орбиту непосредственного влияния Чебоксарской агломерации, райцентров и опорных центров
района, составляющих опорный каркас района. Кроме
того, необходимо повысить социально-культурный потенциал агломерации и
райцентров, чтобы они играли центральную роль во взаимосвязанном расселении.
Развитие
районной системы расселения включает:
1.
Выравнивание культурно-образовательного
уровня граждан за счет развития сети населенных мест на основе роста масштабов
и темпов роста республиканского центра и районных административных центров,
обеспечение их взаимной доступности на основе развития сети автомобильных
магистралей и водного транспорта;
2.
Создание системы
национальных парков, курортов, зеленых зон отдыха, туризма и других зон
охраняемого природного ландшафта республиканского и районного значения;
3.
Строительство
централизованных инженерных сооружений и сетей районного значения для
обеспечения водоснабжения и канализации населенных мест, их защиты от
неблагоприятного природного воздействия;
4.
Сохранение и рациональное
использование памятников культуры и градостроительства.
Районное планирование
определяет следующие территориальные объекты:
·
главные и подчиненные оси развития;
·
приоритетные зоны и узлы расселения
(например: центры притяжения предприятий и сферы услуг);
·
второстепенные зоны расселения (ориентация на
собственное развитие);
·
пространственное размещение транспортных
коммуникаций, систем местного сообщения, а также систем жизнеобеспечения.
Оси развития характеризуются
отчетливой концентрацией мест работы и проживания вдоль мощных транспортных
артерий, которые, как правило, увязаны с другими объектами инфраструктуры.
В Моргаушском районе главной осью расселения
является федеральная дорога «Волга» вдоль которой
должны получить развитие такие населенные пункты, имеющие инвестиционную
привлекательность, как Кадикасы, Москакасы
и Юнга-Юнгапосси, вместе с поселениями,
расположенными непосредственно на магистрали Мурзаково,
Сидуккасы, Рыкакасы, Тереси. Здесь должны быть сформированы и развиты
существующие транспортные стоянки, объекты автосервиса, мотели, кемпенги, предприятия питания и торговли.
Подчиненной осью развития расселения является
магистраль республиканского значения, связывающая такие крупные поселения как
районный центр Моргауши, с. Москакасы,
Б. Сундырь, где размещается в настоящее время большая
часть промышленных предприятий района, а так же сельскохозяйственные
предприятия (СХПК – ПЗ им. Е. Андреева, СХПК «Оринино», СХПК «Передовик», СХПК «Сундырский»,
Моргаушскагропромхимия, мукомольный цех и др.
К второстепенным зонам расселения следует отнести участки
республиканской дороги, связывающей поселения Анаткасы
– Тораево, Ярославка – Чемеево, Моргауши – Шатьмапоси. Отдельно стоящим перспективным узлом расселения
является п. Юськасы, в котором сосредоточены четыре
сельскохозяйственных предприятия ОПХ «Ударник» (2 СТФ и 2 племфермы
по разведению КРС) и еще 9 сельхозпредприятий по соседству, а также развитая
сеть культурно-бытового и коммунального обслуживания.
Таким образом, названные планировочные оси и узлы концентрируют
основную часть мест приложения труда района, а также социально-культурный и
экономический потенциал, который в будущем следует развивать, приумножать и
совершенствовать в первую очередь.
Моргаушский
район рассматривается как часть республиканской системы расселения с центром в
г. Чебоксары. Поэтому дальнейшее развитие должно происходить с учетом усиления
межселенных связей с этим центром (табл. № 52).
Сельскую
иерархическую систему расселения, по аналогии с городской, можно для упрощения
представить в виде сельских микрорайонов, (землепользования с центральной
усадьбой с повседневным культурно-бытовым обслуживанием в радиусе 2-3 км),
жилые сельские районы – групповые системы расселения с опорным центром 2-ого
ранга в радиусе 5-6 км. и
сельские планировочные районы с радиусом периодического обслуживания 10-15 км.
Рассматриваются
2 варианта системы расселения:
I вариант – однофокусная система с
главным опорным центром Моргауши (подцентр
- Москакасы) как всего района, так и прилегающего
планировочного района. Вокруг Моргаушской групповой
системы расселения размещаются групповые системы меньшего размера (жилые
сельские районы) со своими опорными центрами 2-го ранга – с. Б. Сундырь, с. Юнга, с. Кадикассы,
с. Анаткасы, с. Юськасы, с.
Шатьмапоси , с. Ярабайкасы и грузовой порт Шешкары.
Данные опорные центры имеют
сельскохозяйственные предприятия, механические парки, перерабатывающие цеха и
развитую сеть культурно-бытового и коммунального обслуживания. Они объединяют и
кооперируют сельские микрорайоны с центральными усадьбами и кооперированными
земельными угодьями и животноводческими фермерами, а также осуществляют
экономические связи с другими районами и предприятиями в зависимости от
источников инвестиций. В процессе кооперации могут принимать участие
предприятия самых различных отраслей и направлений. Этот процесс в значительной
степени стихийный, зависит от воли и предприимчивости руководителей, как
администрации, так и производственных предприятий.
Предполагается, что
обособленные производственно-жилые районы – промежуточный этап на пути к их
дальнейшей кооперации, централизации в крупные сельскохозяйственные
объединения.
I вариант
II вариант – северная и южная системы
группового расселения с опорными центрами Моргауши и
Б. Сундырь – два сельских планировочных района, два
муниципалитета. В каждом из них размещается по четыре сельских жилых района с
опорными центрами (ОЦР - 2). Две системы расселения имеют свои отличия
функциональной организации.
Так южный планировочный район
крупнее по площади и населению и имеет преобладающую сельскохозяйственную специфику.
В то время как в северном районе наряду с сельскими предприятиями развита
строительная промышленность, ремонт сельскохозяйственной техники. Федеральная
транспортная магистраль и Чебоксарское водохранилище
позволяют осуществлять более оперативную связь с прилегающими районами,
создавать предприятия по автосервису, базы хранения сельскохозяйственной и
промышленно-строительной продукции.
Пять зон отдыха (Ильинская, Шешкарская, Шомиковская, Каршлыхи и в районе п. Юнга) позволяют создать центры
туризма, отдыха и лечения.
Из сравнения двух вариантов
расселения предпочтение следует отдать второму варианту, так как в нем проще
осуществить хозяйственное и административное управление районом (два
муниципалитета).
II вариант
Таким образом, проектное
решение расселения района на расчетный срок предусматривает:
1.
Формирование единой системы
расселения с центром в с. Моргауши (1 вариант);
2.
Формирование северной и
южной групповых систем расселения с центрами Б. Сундырь
и Моргауши (2 вариант), что не лишает
административного главенства как райцентра с. Моргауши;
3.
Формирование опорных центров
групповых систем расселения на базе агропромышленных объединений, кооперирующих
предприятия сельскохозяйственного производства, предприятия хранения,
переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также других предприятий
и организаций, принимающих участие в общем инвестиционном процессе;
4.
Формирование опорных центров
3 ранга (ОЦР-3), являющихся опорным каркасом групповых систем расселения, в
целях совершенствования системы культурно-бытового и коммунального
обслуживания;
5.
Совершенствование социальной
и инженерно-транспортной инфраструктуры, как отдельных поселений, так и района
в целом, отдавая предпочтение на первоначальном этапе формированию опорных
центров и райцентров;
6.
Объединение (укрупнение)
населенных пунктов, находящихся по соседству в целях экономии финансовых
средств и для совершенствования системы культурно-бытового обслуживания;
7.
Перепрофилирование
населенных пунктов с численностью населения менее 50 человек и не имеющих
объектов культурно-бытового обслуживания в дачные либо в садово-огороднические
товарищества;
8.
Оказание финансовой и
методической помощи в создании агропромышленных объединений, координации
деятельности предприятий по производству и сбыту продукции в системе
республики, приволжского округа и других регионов страны;
9.
Оказание помощи в
строительстве индивидуального жилья и коммунального обслуживания, осуществление
контроля за качеством застройки и архитектурного
облика сельских поселений со стороны администрации Республики и района.
Наряду
с опорными центрами 2-го ранга опорный каркас района составляют также
второстепенные опорные центры 3-го ранга (перспективные сельские населенные
пункты более 200 человек, имеющие как сельскохозяйственные предприятия – МТФ,
СТФ, племферма так и учреждения культурно-бытового и
коммунального обслуживания) табл. № 5. Они связываются с ОЦР-2 местными
асфальтированными дорогами на расчетный срок.
Остальные сельские поселения
и подворья включаются в единую систему расселения района и в зависимости от их
значения в производственно хозяйственной жизни района, а также их величины и
места расположения будут либо укрупняться, либо уменьшаться, либо
перепрофилироваться в дачные, садово-огороднические товарищества.
Так, например, населенные
пункты менее 50 человек (Ортум, Ярмолкино,
Охтикасы, Моксикасы, Пожедановка и др.) целесообразно перепрофилировать в СОТ, ЖСК, ТСЖ, чтобы не отвлекать
финансовые средства для укрепления производства и инфраструктуры опорных
центров. Населенные пункты, расположенные в непосредственной близости друг от
друга, также целесообразно объединить и укрупнить, что улучшит условия
проживания населения и даст определенный экономический эффект.
Кроме того, объединение рядом
расположенных населенных пунктов с численность населения более 500 человек и
оформление поселковой черты даст наряду с централизацией и кооперацией систем
культурно-бытового и инженерно-транспортного обслуживания, также ощутимый
экономический эффект от нового использования в границах поселковой черты земель
сельскохозяйственного значения. Так если кадастровая стоимость 1 га. сельскохозяйственных земель составляет по Моргаушскому району в среднем 10678 руб., то 1 кв. м. стоит
1,07 руб. В границах поселковой черты стоимость 1 кв.м. составляет уже более 10
рублей.
Вместе с тем и в остальных
населенных пунктах должны быть направлены усилия на то, чтобы с помощью минитехники, доставкой в каждое хозяйство кормов,
удобрений, семян и др. превратить индивидуальное хозяйство (подворье) в
высокопродуктивное цивилизованное хозяйство, что является залогом повышения
благосостояния сельского населения. Помощь и сотрудничество с каждым
индивидуальным хозяйством (акционером) является стабилизирующим фактором для
закрепления селян на местах.
№ п/п |
Наименование поселения |
Кол-во
человек |
Кол-во дворов |
Коммунальное
обслуживание |
1 |
д. Вурмой |
45 |
18 |
в, г |
2 |
д. Ойкас – Абаши |
51 |
27 |
в |
3 |
д. Оргум |
3 |
2 |
- |
4 |
д. Ямолкино |
8 |
6 |
- |
5 |
д.Охтикасы |
13 |
10 |
В |
6 |
д. Максикасы |
37 |
18 |
В |
7 |
д. Петровка |
1 |
1 |
- |
8 |
д. Пожедановка |
28 |
10 |
- |
9 |
д. Сене – Хресчене |
48 |
20 |
В |
10 |
д. Карманкасы |
48 |
14 |
В |
11 |
д. Елкино |
13 |
8 |
- |
12 |
д. Нов. Томпай |
15 |
7 |
В |
№ п/п |
Наименование центральных
усадьб |
Количество
человек |
Непосредст. прилег.
поселения количество чел/посел |
|
Существующие |
после
объединения |
|||
1 |
Акрамово |
291 |
291 |
|
2 |
Александровское |
119 |
902 |
Васькино-301,
Сосновка-177, Юрмейкино-203, Паймурзино-102 |
3 |
Б. Карачкино |
156 |
411 |
Турикасы-141, Адикасы-114 |
4 |
Б. Сундырь |
1567 |
1801 |
Верх. Олгаши-84, Нов.
Шокино-69, Ниж. Олгаши-81 |
5 |
Ильинка |
33 |
358 |
Тренькино-325 |
6 |
с. Кадикасы |
622 |
1344 |
С. Шомиково-722 |
7 |
с. Моргауши |
3281 |
4322 |
Сюрла-Три-396,
Шептаки-422, Синьял-Моргауши-223 |
8 |
с. Москакасы |
1088 |
1728 |
Лесные Хачики-137,
Ахманеи-150, Полевые Хачики-235, Сидуккасы-257 |
9 |
с. Оринино |
177 |
1281 |
Молгачкасы-410,
Падиккасы-216, д. Лапкасы-89,Чамыши-238, Вурманкасы-151 |
10 |
д. Сятракасы |
685 |
1443 |
Кашмаши-758 |
11 |
с. Тораево |
187 |
878 |
д. Анаткасы-467,
Ойкасы-224 |
12 |
д. Хорной |
768 |
768 |
|
13 |
д. Чуманкасы |
424 |
1010 |
д. Одаркино-440,
Карманкасы-146 |
14 |
Шатьмапоси |
380 |
611 |
Карманкасы-48, Кадыкой-183 |
15 |
с.Вурманкасы (Шешкарская) |
112 |
582 |
Мемеккасы-89,
Чураккасы-381 |
16 |
с. Юнга |
824 |
1111 |
Юнгапоси-287 |
17 |
д. Юськасы |
336 |
733 |
Н.Мадики-87, Ст.Мадики-156, Рогож-48, Сюмерткасы-106 |
18 |
д. Ярославка |
527 |
981 |
д. Нискасы-454,
Новочемеево-101 |
19 |
Яробайкасы |
316 |
684 |
Милюдакасы-207,
Ермаково-161, Идачкасы-189 |
|
|
11896 |
21243 |
|
|
Итого: |
12015 |
21813 |
42 н.п. – 9798 |