6

6.2. Система расселения

Расселение населения, являясь формой пространственной организации общества, представляет подсистему территориально-общественной системы и, соответственно, имея собственные механизмы самоорганизации и саморегулирования, оказывает также и обратное влияние на развитие и территориальную организацию производства и общества в целом.

Возрастают и расширяются потребности общества в улучшении социально-культурных и экологических условий проживания населения, которые неотделимы от форм расселения.

Увеличиваются возможности общества в выборе и реализации регулирующих мер, поиске наиболее эффективных путей (стратегий) развития процесса расселения населения.

Важное место в иерархии систем расселения занимает региональные системы расселения. Это связано с увеличивающейся социально-экономической самостоятельностью регионов, повышением их роли в жизни общества. Соответственно возрастает роль региональных систем расселения как для решения местных (региональных) социально-экономических задач, так и общегосударственных.

Состав сельских населенных пунктов по функциональному значению и средней величине на 01.01.2000 г.

Таблица № 60

Населенные пункты

Кол-во населен. пунктов

Численность населения

Число жителей в среднем в одном населенном пункте

ед.

в %
к итогу

чел.

в %
к итогу

Сельские населенные пункты

из них:

177

100

37,200

100

210

Центральные усадьбы

19

10,73

12340

30,97

649

Из общего числа населенных пунктов

177

100

37,200

100

225

1.Сельскохозяйственные

171

96,6

31101

83,6

182

2.Смешанные

 

 

 

 

 

-промышленно-сельскохозяйственные

3

1,7

5021

12,6

1673

-строительно-сельскохозяйственные

1

0,56

891

2,24

891

-рекреационно-сельскохозяйственные

2

1,13

187

0,47

93

Дисперсный характер современного сельского расселения находится в серьезном противоречии, как с дальнейшим развитием крупного сельскохозяйственного производства, так и с улучшением условий труда и быта населения.

При условии развития сельского хозяйства с созданием кооперированных агропромышленных объединений, децентрализованное расселение усложняет производственную деятельность предприятий в части управления производством и доставки трудящихся к местам приложения труда.

В мелких населенных пунктах невозможно обеспечить население необходимым уровнем культурно-бытового и коммунального обслуживания. Поэтому одной из основных задач проекта является организация рациональной системы сельского расселения на основе развития и размещения крупного сельскохозяйственного производства, совершенствование системы культурно-бытового обслуживания и инженерно-транспортной инфраструктуры района.

Относительно невысокий уровень профессионально-технического и экономического образования населения сельских поселений во многом определяет замедленные темпы интенсификации сельскохозяйственного производства, недостаточные темпы внедрения достижений научно-технического прогресса и повышение качества продукции на предприятиях таких населенных пунктов. Вследствие этого важное значение придается включению сельских поселений в орбиту непосредственного влияния Чебоксарской агломерации, райцентров и опорных центров района, составляющих опорный каркас района.           Кроме того, необходимо повысить социально-культурный потенциал агломерации и райцентров, чтобы они играли центральную роль во взаимосвязанном расселении.

Развитие районной системы расселения включает:

1.      Выравнивание культурно-образовательного уровня граждан за счет развития сети населенных мест на основе роста масштабов и темпов роста республиканского центра и районных административных центров, обеспечение их взаимной доступности на основе развития сети автомобильных магистралей и водного транспорта;

2.      Создание системы национальных парков, курортов, зеленых зон отдыха, туризма и других зон охраняемого природного ландшафта республиканского и районного значения;

3.      Строительство централизованных инженерных сооружений и сетей районного значения для обеспечения водоснабжения и канализации населенных мест, их защиты от неблагоприятного природного воздействия;

4.      Сохранение и рациональное использование памятников культуры и градостроительства.

Районное планирование определяет следующие территориальные объекты:

·        главные и подчиненные оси развития;

·        приоритетные зоны и узлы расселения (например: центры притяжения предприятий и сферы услуг);

·        второстепенные зоны расселения (ориентация на собственное развитие);

·        пространственное размещение транспортных коммуникаций, систем местного сообщения, а также систем жизнеобеспечения.

Оси развития характеризуются отчетливой концентрацией мест работы и проживания вдоль мощных транспортных артерий, которые, как правило, увязаны с другими объектами инфраструктуры.

В Моргаушском районе главной осью расселения является федеральная дорога «Волга» вдоль которой должны получить развитие такие населенные пункты, имеющие инвестиционную привлекательность, как Кадикасы, Москакасы и Юнга-Юнгапосси, вместе с поселениями, расположенными непосредственно на магистрали Мурзаково, Сидуккасы, Рыкакасы, Тереси. Здесь должны быть сформированы и развиты существующие транспортные стоянки, объекты автосервиса, мотели, кемпенги, предприятия питания и торговли.

Подчиненной осью развития расселения является магистраль республиканского значения, связывающая такие крупные поселения как районный центр Моргауши, с. Москакасы, Б. Сундырь, где размещается в настоящее время большая часть промышленных предприятий района, а так же сельскохозяйственные предприятия (СХПК – ПЗ им. Е. Андреева, СХПК «Оринино», СХПК «Передовик», СХПК «Сундырский», Моргаушскагропромхимия, мукомольный цех и др.

К второстепенным зонам расселения следует отнести участки республиканской дороги, связывающей поселения АнаткасыТораево, ЯрославкаЧемеево, МоргаушиШатьмапоси. Отдельно стоящим перспективным узлом расселения является п. Юськасы, в котором сосредоточены четыре сельскохозяйственных предприятия ОПХ «Ударник» (2 СТФ и 2 племфермы по разведению КРС) и еще 9 сельхозпредприятий по соседству, а также развитая сеть культурно-бытового и коммунального обслуживания.

Таким образом, названные планировочные оси и узлы концентрируют основную часть мест приложения труда района, а также социально-культурный и экономический потенциал, который в будущем следует развивать, приумножать и совершенствовать в первую очередь.

Моргаушский район рассматривается как часть республиканской системы расселения с центром в г. Чебоксары. Поэтому дальнейшее развитие должно происходить с учетом усиления межселенных связей с этим центром (табл. № 52).

Опорный каркас системы расселения Чувашской Республики.*

Схема №1

* Концепция опорного каркаса расселения выражает идею иерархического построения совокупности центров разного уровня и связывающих их магистралей.

Сельскую иерархическую систему расселения, по аналогии с городской, можно для упрощения представить в виде сельских микрорайонов, (землепользования с центральной усадьбой с повседневным культурно-бытовым обслуживанием в радиусе 2-3 км), жилые сельские районы – групповые системы расселения с опорным центром 2-ого ранга в радиусе 5-6 км. и сельские планировочные районы с радиусом периодического обслуживания 10-15 км.

Рассматриваются 2 варианта системы расселения:

I вариант – однофокусная система с главным опорным центром Моргауши (подцентр - Москакасы) как всего района, так и прилегающего планировочного района. Вокруг Моргаушской групповой системы расселения размещаются групповые системы меньшего размера (жилые сельские районы) со своими опорными центрами 2-го ранга – с. Б. Сундырь, с. Юнга, с. Кадикассы, с. Анаткасы, с. Юськасы, с. Шатьмапоси , с. Ярабайкасы и грузовой порт Шешкары.

Данные опорные центры имеют сельскохозяйственные предприятия, механические парки, перерабатывающие цеха и развитую сеть культурно-бытового и коммунального обслуживания. Они объединяют и кооперируют сельские микрорайоны с центральными усадьбами и кооперированными земельными угодьями и животноводческими фермерами, а также осуществляют экономические связи с другими районами и предприятиями в зависимости от источников инвестиций. В процессе кооперации могут принимать участие предприятия самых различных отраслей и направлений. Этот процесс в значительной степени стихийный, зависит от воли и предприимчивости руководителей, как администрации, так и производственных предприятий.

Предполагается, что обособленные производственно-жилые районы – промежуточный этап на пути к их дальнейшей кооперации, централизации в крупные сельскохозяйственные объединения.

I вариант

Подпись: с. ЮнгаПодпись: с. МоскакосыПодпись: с. ШатьмапосиПодпись: с. КадикасыПодпись: с. Анаткасы
(с.Тораево)
Подпись: Шешкары
грузовой порт
Подпись: с. Юськасы
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


II вариант – северная и южная системы группового расселения с опорными центрами Моргауши и Б. Сундырь – два сельских планировочных района, два муниципалитета. В каждом из них размещается по четыре сельских жилых района с опорными центрами (ОЦР - 2). Две системы расселения имеют свои отличия функциональной организации.

Так южный планировочный район крупнее по площади и населению и имеет преобладающую сельскохозяйственную специфику. В то время как в северном районе наряду с сельскими предприятиями развита строительная промышленность, ремонт сельскохозяйственной техники. Федеральная транспортная магистраль и Чебоксарское водохранилище позволяют осуществлять более оперативную связь с прилегающими районами, создавать предприятия по автосервису, базы хранения сельскохозяйственной и промышленно-строительной продукции.

Пять зон отдыха (Ильинская, Шешкарская, Шомиковская, Каршлыхи и в районе п. Юнга) позволяют создать центры туризма, отдыха и лечения.

Из сравнения двух вариантов расселения предпочтение следует отдать второму варианту, так как в нем проще осуществить хозяйственное и административное управление районом (два муниципалитета).


II вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


           

 

 

Таким образом, проектное решение расселения района на расчетный срок предусматривает:

1.      Формирование единой системы расселения с центром в с. Моргауши  (1 вариант);

2.      Формирование северной и южной групповых систем расселения с центрами Б. Сундырь и Моргауши (2 вариант), что не лишает административного главенства как райцентра с. Моргауши;

3.      Формирование опорных центров групповых систем расселения на базе агропромышленных объединений, кооперирующих предприятия сельскохозяйственного производства, предприятия хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также других предприятий и организаций, принимающих участие в общем инвестиционном процессе;

4.      Формирование опорных центров 3 ранга (ОЦР-3), являющихся опорным каркасом групповых систем расселения, в целях совершенствования системы культурно-бытового и коммунального обслуживания;

5.      Совершенствование социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, как отдельных поселений, так и района в целом, отдавая предпочтение на первоначальном этапе формированию опорных центров и райцентров;

6.      Объединение (укрупнение) населенных пунктов, находящихся по соседству в целях экономии финансовых средств и для совершенствования системы культурно-бытового обслуживания;

7.      Перепрофилирование населенных пунктов с численностью населения менее 50 человек и не имеющих объектов культурно-бытового обслуживания в дачные либо в садово-огороднические товарищества;

8.      Оказание финансовой и методической помощи в создании агропромышленных объединений, координации деятельности предприятий по производству и сбыту продукции в системе республики, приволжского округа и других регионов страны;

9.      Оказание помощи в строительстве индивидуального жилья и коммунального обслуживания, осуществление контроля за качеством застройки и архитектурного облика сельских поселений со стороны администрации Республики и района.

Наряду с опорными центрами 2-го ранга опорный каркас района составляют также второстепенные опорные центры 3-го ранга (перспективные сельские населенные пункты более 200 человек, имеющие как сельскохозяйственные предприятия – МТФ, СТФ, племферма так и учреждения культурно-бытового и коммунального обслуживания) табл. № 5. Они связываются с ОЦР-2 местными асфальтированными дорогами на расчетный срок.

Остальные сельские поселения и подворья включаются в единую систему расселения района и в зависимости от их значения в производственно хозяйственной жизни района, а также их величины и места расположения будут либо укрупняться, либо уменьшаться, либо перепрофилироваться в дачные, садово-огороднические товарищества.

Так, например, населенные пункты менее 50 человек (Ортум, Ярмолкино, Охтикасы, Моксикасы, Пожедановка и др.) целесообразно перепрофилировать в СОТ, ЖСК, ТСЖ, чтобы не отвлекать финансовые средства для укрепления производства и инфраструктуры опорных центров. Населенные пункты, расположенные в непосредственной близости друг от друга, также целесообразно объединить и укрупнить, что улучшит условия проживания населения и даст определенный экономический эффект.

Кроме того, объединение рядом расположенных населенных пунктов с численность населения более 500 человек и оформление поселковой черты даст наряду с централизацией и кооперацией систем культурно-бытового и инженерно-транспортного обслуживания, также ощутимый экономический эффект от нового использования в границах поселковой черты земель сельскохозяйственного значения. Так если кадастровая стоимость  1 га. сельскохозяйственных земель составляет по Моргаушскому району в среднем 10678 руб., то 1 кв. м. стоит 1,07 руб. В границах поселковой черты стоимость 1 кв.м. составляет уже более 10 рублей.

Вместе с тем и в остальных населенных пунктах должны быть направлены усилия на то, чтобы с помощью минитехники, доставкой в каждое хозяйство кормов, удобрений, семян и др. превратить индивидуальное хозяйство (подворье) в высокопродуктивное цивилизованное хозяйство, что является залогом повышения благосостояния сельского населения. Помощь и сотрудничество с каждым индивидуальным хозяйством (акционером) является стабилизирующим фактором для закрепления селян на местах.

Населенные пункты до 50 человек,
которые целесообразно перепрофилировать в СОТ, дачные поселения

Таблица № 61

п/п

Наименование поселения

Кол-во человек

Кол-во дворов

Коммунальное обслуживание

1

д. Вурмой

45

18

в, г

2

д. ОйкасАбаши

51

27

в

3

д. Оргум

3

2

-

4

д. Ямолкино

8

6

-

5

дхтикасы

13

10

В

6

д. Максикасы

37

18

В

7

д. Петровка

1

1

-

8

д. Пожедановка

28

10

-

9

д. Сене – Хресчене

48

20

В

10

д. Карманкасы

48

14

В

11

д. Елкино

13

8

-

12

д. Нов. Томпай

15

7

В

В – водопровод
Г – природный газ
Д – дороги асфальтированные

 

Численность населения центральных усадьб и их укрупнение с соседними населенными пунктами

Таблица № 62

п/п

Наименование центральных усадьб

Количество человек

Непосредст. прилег. поселения количество чел/посел

Существующие

после объединения

1

Акрамово

291

291

 

2

Александровское

119

902

Васькино-301, Сосновка-177, Юрмейкино-203, Паймурзино-102

3

Б. Карачкино

156

411

Турикасы-141, Адикасы-114

4

Б. Сундырь

1567

1801

Верх. Олгаши-84, Нов. Шокино-69, Ниж. Олгаши-81

5

Ильинка

33

358

Тренькино-325

6

с. Кадикасы

622

1344

С. Шомиково-722

7

с. Моргауши

3281

4322

Сюрла-Три-396, Шептаки-422, Синьял-Моргауши-223

8

с. Москакасы

1088

1728

Лесные Хачики-137, Ахманеи-150, Полевые Хачики-235, Сидуккасы-257

9

с. Оринино

177

1281

Молгачкасы-410, Падиккасы-216, д. Лапкасы-89,Чамыши-238, Вурманкасы-151

10

д. Сятракасы

685

1443

Кашмаши-758

11

с. Тораево

187

878

д. Анаткасы-467, Ойкасы-224

12

д. Хорной

768

768

 

13

д. Чуманкасы

424

1010

д. Одаркино-440, Карманкасы-146

14

Шатьмапоси

380

611

Карманкасы-48, Кадыкой-183

15

сурманкасы (Шешкарская)

112

582

Мемеккасы-89, Чураккасы-381

16

с. Юнга

824

1111

Юнгапоси-287

17

д. Юськасы

336

733

Н.Мадики-87, Стадики-156, Рогож-48, Сюмерткасы-106

18

д. Ярославка

527

981

д. Нискасы-454, Новочемеево-101

19

Яробайкасы

316

684

Милюдакасы-207, Ермаково-161, Идачкасы-189

 

 

11896

21243

 

 

Итого:

12015

21813

42 н.п. – 9798