5

5.8. Аналитические выводы и проектные предложения

 

Аналитические выводы

Проектные предложения

1. Границы района и сельских населенных пунктов.

Обратить особое внимание на развитие приграничных сел, которые в силу своей относительной удаленности от центра района г. Моргауши и других сел, более наполненных объектами соцкультбыта, недополучали необходимого уровня обслуживания. Рассмотреть состояние сопредельных сел в соседних с Моргаушским районах для кооперации действий.

Рассмотреть программы: дорожного строительства, газификации, реструктуризации школ в рамках приоритетного решения проблем именно этих сел.

Рассмотреть необходимость разработки границ крупных сел и деревень для эффективного использования земель и учреждения культурно-бытового обслуживания сел.

2. Новых полезных ископаемых не обнаружено. Интенсивность использования существующих глин увеличилась незначительно.

Рассмотреть карьерные хозяйства строительных глин в рамках их гармоничной разработки и сосуществования с сохранностью ценных сельхоз. земель и экологической обстановки в ареале их разведанных запасов.

Определиться с наличием качественных глин и их без проблемной добычи на сопредельных с районом территориях в части заключения договоров на кооперативные поставки и сбыт сырья из соседних районов.

Осуществить прогнозные гелогические работы по обнаружению залежей глин, строительных песков и других ископаемых.

3. Леса находятся на пределе лесосеки. Восстановление лесов существенно отстает от норм их воссоздания.

Разработать Концепцию восстановления лесов района с последующей разработкой целевой долгосрочной комплексной программы.

На базе «Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования» разработать проект по защите лесов района. Использовать древесные отходы при косметических рубках и создать деревообрабатывающие мини цеха по производству древесно-стружечных плит и домашней утвари.

4. Водные ресурсы сохранились. Открыты и эксплуатируются несколько скважин минеральных вод. Водопроводная сеть увеличилась. Однако системы водоснабжения сильно устарели и на 50% требуют немедленной замены.

Нет должного ухода за артезианскими скважинами, не установлен кон­троль по объему производства и потреблению воды. Биоустановки в большинстве своем не работают.

Прибрежная полоса Чебоксарского водохранилища богата источниками минеральной воды, которая в незначительном количестве используется для лечения в санаториях.

Нужна оценка каждой скважины, определение ее экологической состоятельности и допустимой производительности. Для этого требуется работа специализированных организаций, время и средства. Прежде всего, требуют обследования источники воды, обеспечивающие лечебные учреждения, школы, детские сады, пищеблоки, места активного отдыха населения, поильные установки для скота, как организованного сектора, так и на подворье. На базе ТКС даются рекомендации о защите водных ресурсов района.

Раскрыть потенциал минеральных источников района и разработать программу их использования.

5. Пашня используется на 95 %, в связи с эрозией возникает опасность потери сельскохозяйственных угодий, требуются мероприятия по повышению плодородия почв.

В проекте разрабатываются мероприятия по сохранению и совершенствованию земель (см. Раздел «Сельское хозяйство»). Даются рекомендации об умеренном использовании удобрений с минимальными нарушениями экологического состояния прилагающих селитебных, рекреационных и водоохранных территорий.

6. Наметилась тенденция снижения естественного прироста населения. Особенно отмечается смертность мужского населения после 55-ти лет. Причина в наличии хронических заболеваний сердца, сосудов, дыхательных путей.

Укрепление системы здравоохранения.

Экологическая охрана территории: воды, воздуха, почвы, а также обеспечение занятости старших возрастов на месте проживания работами индивидуального характера, что при снижении стрессовых ситуаций позволит улучшить ситуацию.

7. В Моргаушском районе уровень безработицы 0,85%.

Средняя зарплата от 640 рублей в месяц.

Создание новых рабочих мест в сфере обслуживания, в области переработки сельскохозяйственной продукции на малых и крупных предприятиях, на местах, а так же организация и восстановление местных промыслов.

8. Жилобеспеченность - 19,08 м2 на человека, т.е. по нормативам.

Имеется устойчивая тенденция увеличения жилищного фонда с приростом до 16,2 тыс2 в год.

Муниципальный фонд должен создавать нормативно модульное жилье для малообеспеченных граждан, а это значит основу дома размером 6х6 м. с системой отопления, а далее развитие жилья за счет самих владельцев.

Администрация обеспечивает проведение дороги, газа и воды к данному участку строительства.

Следует использовать для целей муниципального жилья, так называемые «брошенные дома» в поселках, перекупая их у хозяев или брать в долгосрочную аренду, для чего разработать специальные правовые акты на республиканском и местном уровне.

9. По сравнению с 1982 годом увеличилась обеспеченность районов дорогами местного значения с твердым покрытием до 60%.

Обратить внимание на дорожное покрытие к наиболее отдаленным селам. Сократить отводы садоводам, предлагая занимать участки и дома в существующих селах, где владельцы бросили свои участки и дома. Приоритеты по строительству дорог к селам с крупными сельхозпроизводствами и перерабатывающей промышленностью.

10. Значительно увеличилось обеспечение домов газоснабжением (53%).

Обратить внимание на защиту установок от взрыва, а так же на безопаснсть и эстетику прокладки газовых сетей вдоль дорог и между домами.

11. Центральным отоплением от котельных пользуется 69% домов.

Внедрять локальное индивидуальное теплоснабжение квартир и домов на основе новых отопительных установок.

12. По району имеется нормативно разветвленная сеть школ и детских учре­ждений. Вместе с тем большинство этих объектов не загружены в пол­ной мере. Воз­раст учеников в одной группе обучающихся существенно различен. Имеются планы перевода школ в досуговые центры и укрупнение по численности.

Стоит проблема коммерческого использования части помещений школ, детских садов и клубов.

В составе проекта ТКС учтена схема размещения образовательных учреждений, сложившихся в районе, а также результаты реструктуризации школ, проведенной в 2002 году.

Вместе с этим даны предложения об использовании свободных помещений школ и детских садов для размещения муниципальных, сельскохозяйственных, административных и офисных коммерческих служб и т.д.

Расширение специальных курсов обучения в школе с созданием соответствующих лабораторий: экология, зверохозяйство, лечебное цветоводство, ландшафтная эстетика и т.п., т.е. все то, что роднит детей с природой сельского края и может их заинтересовать для дальнейшей учебы и жизни.

13. В районе с 1998 года по 2000 год увеличено количество школьных мест.

Следует эффективно использовать существующие здания без строительства новых.

14. Имеются районная и участковая больницы и довольно широкая сеть поликлинических и медицинских зданий. Однако разовое медицинское обслуживание в селах составляет серьезную проблему.

Создать четкую, реально действующую систему первой медицинской помощи на селе:

·         диспетчерская служба предупреждения в районной больнице и специально оборудованных опорных пунктов способных по телефону дать рекомендации о поведении больного при обращении;

·         одна часовая и более транспортная доступность медицинского автотранспорта к месту больного от опорного пункта;

·         стационар в опорном пункте сроком не более 3-5 дней;

·         расширение курортного лечения в пределах района.

15. Сельское хозяйство сохраняет свой основной профиль: зерновое хозяйство, картофелеводст­во, овощеводство, животноводство мясомолочного направления (тенден­ции к снижению объемов). Сориентированы на сбыт в городах.

Близость города Чебоксары и его промышленности позволяет развивать переработку сельскохозяйственной продукции.

Стабилизация и рост качества и конкурентноспособности  устойчивых традиционных видов сельхозпродукции; организация ее сортировки и упаковки на местах производства и сохранности при перевозках.

Увеличение роли промкооперации в реализации излишков продукции, без других посредников.

Повысить роль животноводческого рынка в пределах района, создать цивилизованный рынок оптовой и розничной торговли скота и мяса.

16. Промышленность района сохраняет направленность производства изделий легкой промышленности, переработку сельскохозяйственной продукции (зерна, молока, мяса и овощей) и сервисное обслуживание автомобильно - тракторной техники.

Реальных шагов на размещение в районе новых цехов и производств с предприятий, работающих в городах Чебоксары и Новочебоксарск не намечается в силу наличия на этих предприятиях свободных территорий и объектов, а также рабочей силы в городах.

Следует поэтапно наращивать количество мелких цехов по переработке сельхозпродукции, а также по сортировке, мойке, упаковке, производству комбикормов в каждом селе, но прежде всего в опорных центрах системы расселения. Организовать производство  мукомольной продукции, крахмала, казеина, сушеного картофеля, овощных и мясных консервов, пива, вина и водки.

Развивать придорожный автомобильный сервис по ремонту тракторной, сельскохозяйственной и автомобильной техники.

Создавать мастерские по ремонту компьютерной и бытовой техники.

17. При высоком уровне заболеваемости, особенно хроническими сердечно-сосудистыми и легочными заболеваниями в республике недостаточно развита система санаторного лечения.

Огромные зеленые территории правого побережья Чебоксарского водохранилища в районе имеют лечебно бальнеологический потенциал, который используется незначительно. Требуется обеспечение зон лечения и отдыха инженерной и соцкультбытовой инфраструктурой на современном уровне.

18. Обустройство автомобильных дорог имеет слабую инфраструктуру, мало влияющую на развитие сопредельной территории.

Требуется активное включение трассы автодороги «Волга-7», республиканских и местных дорог района в решении общенациональной проблемы оздоровления их коридоров и активное влияние на развитие жизнеобеспеченности прилегающей к ним территорий хозяйств и поселений.

Организация лесозащитных зон вдоль дорог.

19. Система управления отдельными местами территории не соответствует требуемым темпам развития общества на современном этапе.

Нужен активный менеджмент, воспитанный на местных традициях. Организовать спецклассы менеджмента на базе одной из особо сильных школ для пополнения новых кадров руководителей в селе и хозяйствах.

20. Нет оценки потенциала инвестиционной привлекательности каждого места территории или сферы деятельности в районе.

Требуется разработка специальной инвестиционной программы развития поселений и прилегающих территорий.

21. В многочисленных поселениях отсутствует система канализации и практикуются выгреба.

Составить программу обеспечения биотуалетами детских и медицинских учреждений.

Внедрять биотуалеты в сельскую индивидуальную застройку.

22. В районе имеются котельные на твердом топливе, загрязняющие воздушный бассейн и почвы.

Осуществить поэтапный перевод котельных на газ.

23. Наряду с наличием высокоэродированных почв и слабых аллювиальных отложений у поверхности в поселениях отсутствует ливневая канализация.

Нужна целевая программа благоустройства поселений и создания малых локальных очистных сооружений, а также новых методов организации сброса вод в открытые канавы (подкладка специальных синтетических пленок в канавы вдоль дорог) в первую очередь в райцентре, опорных центрах 1-2 ранга,  учреждениях образования, культуры, здравоохранения, рекреации и туризма.

24. На территории района активно развиты экзогенные геологические процессы: оползневые процессы, овражная эрозия.

Требуется мониторинг территории в границах каждой сельской администрации и целевая программа планомерной защиты территории.

25. Активизируется переработка берега р. Волги.

Требуется мониторинг и планомерная работа по защите берегов, особенно в районах расположенных близко к берегу или кромкам оврагов существующих поселений и отдельных капитальных зданий.

26. В республике часты засухи.

Осуществить и выполнить проектные разработки по организации системы водоемов, наполняемых паводковыми водами или из рек.