Современное состояние
Целью политики в сфере
образования является создание такой системы, которая обеспечит условия развития
личности, способной реализовать себя в соответствии с внутренними запросами и
совершенствования общества в целом во всех сферах жизнедеятельности.
Стратегическими задачами
этого процесса является оптимизация и рационализация образовательных
учреждений, создание региональной системы непрерывного образования, развитие
национальной школы.
На 01. 2002 г. в Моргаушском районе существуют следующие системы
образования: 1 лицей в райцентре Моргауши, 15 средних
общеобразовательных школ, 14 основных общеобразовательных школ, 10 начальных
школ, 16 детских садов-яслей, 6 начальных школ-детских садов. В
общеобразовательных школах обучается 6176 учащихся, при количестве мест в
школах 10866 (заполняемость 66% в средних, 43%, в
основных, 29% в начальных) учатся в дневную смену.
Дошкольным
воспитанием охвачено 1216 детей (заполняемость
детских садов-яслей 62%). Основной фонд образования в районе составляет:
-
1034 педагогических
работника;
-
782 в общеобразовательных
школах,
-
144 в дошкольных
учреждениях,
-
108 в учреждениях
дополнительного образования.
Анализ
учреждений образования выявил следующее:
·
фактическая
емкость школ – средних
общеобразовательных выше нормативной вместимости от 1,5 до 2 раз;
·
13 школ
средних и неполных средних, до 3 раз
·
3 школы (Нискасинская СОШ, Кашмашинская
ООШ, Панклейская ООШ – около 5 раз; Тренькинская СОШ, больше 10 раз – начальные школы в дд. Тойшево, Шупоси,
Ятманкино, Шоркасы).
·
23 школы
имеют износ фонда более 50%, в том числе более 80 % составляет износ школ в
следующих деревнях:
-
Ярабайкасы – СОШ на 215 мест при нормативной вместимости 192 места;
-
Вурманкасы – ООШ 97 (248);
-
Н. Панклеи
– ООШ 87 (240);
-
Чемеево – ООШ 68 (98);
-
Шомиково – ООШ 167 (350)
-
Тойшево – НШ 12 (226);
-
Шоркасы – НШ 21 (-);
-
Шупоси – НШ 7 (118);
Из 16 дошкольных учреждений 9
детских садов-яслей имеют износ более 50% в населенных пунктах: Моргауши, Б. Сундырь, Сятракасы, Юнга, Ярабайкасы, Акрамово.
С 1997 года по 2003 год было
введено в эксплуатацию 5 общеобразовательных школ,(Тораево,
Адабай, Юнгапоси, Вурманкасы, Сосновка,
образовательный спортивный комплекс в Оточево)
переведены на отопление природным газом 98 % общеобразовательных школ и все
дошкольные учреждения. Строится школа-детский сад в
д. Н. Панклеи. К 2004 году намечается строительство Шомиковской ООШ) на 180 мест (пристройка к существующему
зданию дома культуры начальных классов, мастерской и спорт зала).
Существующая сеть
образовательных учреждений на селе, учебно-материальное и кадровое обеспечение
не соответствует возросшим образовательным потребностям населения. Лишь 50 %
средних школ имеют от одного до трех современных компьютеров. В последние годы
проявляется тенденция ухудшения социального положения и здоровья детей.
Увеличилось число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и методической
коррекции.
Сокращается количество
учащихся, так в 1998-99 учебном году было 6968, в 1999 –2000 гг. – 6822 и в
2001-2002 гг. – 6573.
Проблемы финансирования
образования и социальные последствия играют огромную роль, так как имеют
долговременные последствия для народного хозяйства и будущего страны.
В плохом состоянии дороги к
школам. Школы не полностью оснащены инженерными сетями, на 80 % обеспечены
водопроводом и на 63 % канализацией.
№ п\п |
Название
программы |
Стоимость проекта в руб. |
Финансирование |
|||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г |
||||
1. |
«Школьный
автобус» |
1 млн. 800
тыс. |
1 млн. |
200 тыс. |
25тыс. |
|
2. |
«Компьютеризация
сельских центров образования» |
2 млн. 754
тыс. (9 классов) |
706 тыс. |
1 млн. 71
тыс. (3,5 кл.) |
1 млн. 71
тыс. (3,5 кл.) |
|
3. |
Оснащение
сельских школ федеральными и региональными комплектами учебниками |
5451 тыс. |
199.5 тыс. |
125,75 тыс. |
125,75 тыс. |
|
4. |
Оснащение информационной
технологией и средствами в рамках Мегапроекта
«Развитие образования в России» |
800 тыс. |
140 тыс. |
330 тыс. |
330 тыс. |
|
5. |
Оснащение
муниципальных центров образования сельскохозяйственной техникой и навесным
оборудованием |
2 млн. 700
тыс. |
900 тыс. |
900 тыс. |
900 тыс. |
|
6. |
Газификация
учреждений образования: Тиушская СОШ; Оточевская СОШ; Б.Карачкинская СОШ; Ярабайкасинская
СОШ; ДОУ
«Мечта»; ДОУ «Улыбка» |
170 тыс. 90,8 тыс. 80 тыс. 90 тыс. 31,8 тыс. 31,8 тыс. |
170 тыс. 90,8 тыс. 80 тыс. - 31,8 тыс. 31,8 тыс. |
- - - 90 тыс. - - |
- - - - - - |
|
7. |
Замена
теплотрасс, водопроводов (по срокам износа) |
1 млн. 300
тыс. |
433,3 тыс. |
433,3 тыс. |
433,3 тыс. |
|
№ п/п |
Школы емкость факт/норм |
% износа |
Реконстр. стр-во |
Перепрфил. в ООШ |
Перепрфил. в НШ |
Обслужив. школы м/п |
|
Средние общеобразовательные |
|||||
1 |
Москакасы 428/464 |
48 |
|
|
|
|
2 |
Моргаушская 879/1176 |
33 |
|
|
|
Хорной Адабай Кашмаши |
3 |
Б. Сундырская 568/640 |
32 |
|
|
|
Б.Каранкино Апчары Вурманкасы
Шупоси |
4 |
Ильинская (д. Треньктно) 136/624 |
50 |
+ |
|
|
Вурманкасы |
5 |
Калайкасинская 353/464 |
38 |
|
|
|
Шатракасы Шомиково Кадикасы
Сыбайкасы |
6 |
Нискасинская 216/624 |
50 |
+ |
|
|
Чемеево |
7 |
Орининское (д. Падаккасы) 264/264 |
23 |
|
|
|
|
8 |
Сятракасинская 278/264 |
25 |
|
|
|
Кашмаши Оточево |
9 |
Тиушская 150/192 |
33 |
|
+ |
|
Шатьмапоси |
10 |
Тораевская (д. Сюлово) 220/198 |
10 |
|
|
|
Анаткасы Тойшево |
11 |
Чуманкасинская (д. Одаркино) 286/320 |
65 |
+ |
|
|
Ягаткино Сосновка |
12 |
Юнгинская 274/469 |
нов.шк |
|
|
|
Кубасы |
13 |
Юськасинская 296/624 |
50 |
+ |
|
|
Вурманкасы Н.Панклеи |
14 |
Тойгильдинская 170/320 |
35 |
|
|
|
- |
15 |
Ярабайкасинская 215/192 |
80 |
+ |
+ |
|
Сыбайкасы, Акрамово |
|
Основные общеобразовательные |
|||||
1 |
Адабайская 62/108 |
8 |
|
|
|
|
2 |
Акрамовская 96/192 |
63 |
+ |
|
|
Ярабайкасинская |
3 |
Б.Карачкинская 97/192 |
78 |
+ |
+ |
|
Б.Сундырь |
4 |
Вурманкасинская 97/248 |
85 |
+ |
|
|
Б.Сундырь Тренькино |
5 |
Кашмашская 127/360 |
100 |
+ |
|
+ |
Сятракасы Моргауши |
6 |
Оточевская 107/192 |
55 |
+ |
|
|
Сятракасы |
7 |
Панклейская 87/240 |
83 |
+ |
|
|
Юськасы |
8 |
Сосновская 164/448 |
100 |
+ |
|
|
Чуманкасы |
9 |
Сыбайкасинская 86/139 |
28 |
|
СОШ |
|
Ярабайкасы |
10 |
Хорнойская 97/231 |
100 |
+ |
|
+ |
Моргауши |
11 |
Чемеевская 68/98 |
93 |
+ |
+ |
|
Нискасы |
12 |
Шатракасинская 96/104 |
18 |
|
|
|
Калайкасы Б.Сундырь |
13 |
Шатьмапосинская 128/320 |
53 |
+ |
СОШ |
|
Тиуши |
14 |
Шомиковская 167/350 |
90 |
+ |
|
|
Калайкасы Кадикасы |
15 |
Ягаткинская 48/136 |
100 |
+ |
|
|
Чуманкасы |
|
Начальные |
|||||
1 |
Анаткасинская НШ-сад 41/- |
43 |
|
|
|
Тораево |
2 |
Апчарская 17/64 |
75 |
+ |
|
|
Б.Сундырь |
3 |
Сюрлатринская шк-сад 21/- |
20 |
|
|
|
Моргауши |
4 |
Вурманкасинская 30/72 |
25 |
|
|
|
Юськасы |
5 |
Мадикская 27/- |
15 |
|
|
|
Юськасы |
6 |
Тойшевская 12/126 |
88 |
нов |
|
|
Тораево |
7 |
Шоркасинская шк.сад 11/15 |
88 |
+ |
|
|
|
8 |
Шупосинская 7/118 |
100 |
+ |
|
|
Б.Сундырь |
9 |
Кадикасинская шк.сад 29/- |
- |
|
|
|
Калайкасы |
10 |
Ятманкинская 5/84 |
100 |
+ |
|
|
Оточеево |
Основные
направления развития сети общеобразовательных учреждений на перспективу
Перспективная потребность
вместимости общеобразовательных учреждений зависит от численности детей,
которая колеблется в зависимости от изменения рождаемости. В настоящей работе
был произведен сугубо ориентировочный расчет численности детей по возрастам на
основе динамики изменения возрастных групп приведенной в расчете предположительной
численности населения Чувашской Республики до 2016 год, выполненного Госкомстатом
России в 2002 г*.
Возрастные группы |
Удельный вес
в общей численности сельского населения Чувашии |
|
||
на
01.01.2002 г. |
01.01.2011
г. |
01.01.2016
г. |
||
0-5 лет |
6,2 |
7,3 |
8,0 |
|
6-16 лет |
17,5 |
12,4 |
12,7 |
|
в т.ч. 15-16 лет |
3,6 |
2,5 |
2,2 |
|
В этих расчетах по Чувашии
намечается:
Возрастные
группы |
Удельный вес
в общей численности населения района, % |
Численность
детей, тыс.чел. |
||||
Современное состояние |
2010 г. |
Расч. срок |
Современное
состояние |
2010 г. |
Расч. срок |
|
1-5 пет |
6,1 |
7,2 |
7,8 |
2,3 |
2,5 |
2,6 |
6-16 лет |
17,8 |
12,7 |
13,0 |
6,6 |
4,4 |
4,4 |
в т.ч.15-16
лет |
3,9 |
2,7 |
2,4 |
1,4 |
0,8 |
0,7 |
Численность детей дошкольного
возраста на расчетный срок вырастет на 13 %, на эту величину увеличится и
потребность в учреждениях ( по нормативам СНиПа - 85
% детей в соответствующем возрасте должны быть обеспечены дошкольными
учреждениями). Но учреждения в настоящее время заполнены лишь на 50 %, поэтому
емкость существующих учреждений достаточна для удовлетворения перспективных
потребностей, вместе с тем во многих поселениях такие учреждения отсутствуют.
Численность детей в школьном возрасте снизиться на 27 %, что приведет к
еще большему избытку мест в школах, вместимость которых в настоящее время
полностью не используется.
В связи с этим основное направление в обеспечении деятельности
общеобразовательных учреждений района должно быть связано:
·
с реорганизацией существующей сети в соответствии с
трансформацией возрастного состава детей и их численности: изменение ранга школ
(средняя, основная, начальная) или их закрытие и использованием в других целях,
организация интернатов при школах и ежедневного подвоза детей в школы
·
с организацией: непрерывного дошкольного, общего и
профессионального образования; общеобразовательных учреждений для детей
дошкольного и младшего школьного возраста – «начальная школа - детский сад»;
перехода на профильное обучение в старших классах
·
с поддержанием зданий и материальной части учреждений
в должном состоянии, за счет их ремонта и благоустройства (новое строительство
должно быть минимальным и связанным, в основном, с заменой существующих зданий
приходящих в негодность по физическому износу)
·
с оснащением их современными средствами обучения и
другим оборудованием, в частности это относится к компьютеризации процесса
обучения и подключения к Интернету
·
внедрение новой структуры организации учреждений
образования, культуры и спорта - образовательно-культурных центров и комплексов,
на базе включения в них: общеобразовательной школы, детского дошкольного
учреждения, сельского Дома культуры или клуба, библиотеки, спортивного зала и
других учреждений образования, культуры и спорта, что позволит получить, как
социально-психологические, так и финансовые (по содержанию учреждений) выгоды.
В настоящее время уже создано несколько таких центров: Тораевский,
Адабайский, Юськасинский, Юнгинский, в 2003 г. намечается создание Васькинского.
В настоящее время реорганизация существующей сети школ производится в
соответствии с разработанным в районе планом мероприятий по реализации
Республиканской программы реструктуризации сети общеобразовательных школ Моргаушского района на 2003-2005 г.г.
* ) «Предположительная численность населения Чувашской Республики до 2016 года», Комстат Чувашской Республики, 2003 г.