Малое предпринимательство
Переход к рыночной экономике
дает значительный толчок развитию малого бизнеса, что в свою очередь устранит
безработицу, повысит финансовый потенциал и обеспечит социальную и политическую
стабильность.
На начало 2002 года в районе насчитывалось 35 малых предприятий, на
которых постоянно работало свыше 300 человек, в том числе по отраслям: промышленность
- 102 чел., строительство - 95 чел., торговля и
общественное питание - 94 чел.
Среди них преобладает число малых предприятий сферы торговли и посреднической
деятельности, более 50% от общего числа малых предприятий. Около 20% малых
предприятий приходится на промышленность и свыше 16% -на строительство, а
остальные - на сферу услуг. Малое предпринимательство стало одним из
существенных источников насыщения рынка товарами и услугами.
За 2001 год малыми предприятиями было произведено продукции и оказано
услуг на сумму 12,6 млн. рублей, в том числе по отраслям: промышленность - 4,4
млн. рублей, строительство - 0,7 млн. рублей, торговля и общественное питание
- 7,5 млн. рублей.
Малые предприятия стали надежной базой стабильных налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней. Что касается развития сектора частного
предпринимательства, в 2001 году зарегистрировано по району всего 238
предпринимателей. Из них 90 % осуществляют свою деятельность в сфере торговли,
6% - на производстве и 4%- оказывают услуги по перевозке грузов, машинописи,
компьютерному набору документов.
Сфера услуг представлена различными видами услуг. Это услуги по ремонту и
обслуживанию автотранспортных средств, маршрутные перевозки, шиномонтаж
(д. Москакасы), услуги по компьютерным играм и приставкам, ремонту и
обслуживанию бытовой техники и др.
Природные условия и национальные традиции в Чувашии ориентируют на
создание малых предприятий по производству строительных материалов, кирпичных
заводов, тканей, ковров, швейных, столярных изделий и др.
В перспективе основу малого бизнеса подобно развитым странам должны
составить наряду с торговлей, кустарными промыслами и ремеслами,
производственное предпринимательство основой, которого являются небольшие
технологические производства /ремонт техники, освоение ресурсосберегающих и
наукоемких технологий/.
Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры
экономики и конкурентной среды, занятости населения и улучшения его
торгово-бытового обслуживания. Имеет высокие возможности по прибыльности и
доходу работников. Количество малых предприятий – показатель ее
цивилизованности, уровня развития нации. В индустриально развитых странах на
каждые 100 человек приходится 3 малых предприятия, в Чувашии – только 0,4 %.
Таким образом, количество малых предприятий необходимо увеличить в 1,5 –
2,5 раза путем поддержки малого бизнеса и созданием предприятий,
перерабатывающих местное сырье, кустарных промыслов и ремесел, в сфере АПК,
услуг (транспорт, бытовое обслуживание и др.), способствующих развитию
социальной инфраструктуры района и республики.
Для улучшения положения и
частичной поддержки на республиканском и районном уровне разработана программа
поддержки малого предпринимательства, которая регламентирует основные положения
деятельности данной сферы в конкретных условиях.
Возможность получения
кредитов через фонд поддержки предпринимательства осуществляется путем
составления грамотных бизнес-проектов на долгосрочную перспективу.
Задачами государственной
политики в сфере развития малого предпринимательства являются:
·
сокращение
административных барьеров на вход на рынки и ведение предпринимательской деятельности
для малых предприятий
·
обеспечение
доступа к финансовым ресурсам (разработать эффективные механизмы
государственного гарантирования кредитов, выдаваемых субъектам малого предпринимательства
и создать условия для активизации работы кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования и других небанковских кредитных
институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития
субъектов малого предпринимательства)
·
обеспечение
доступа малого бизнеса к производственным площадям (к получению прав
собственности на землю и объекты недвижимого имущества, прав аренды и субаренды
государственного и муниципального имущества)
·
упрощение
бухгалтерской и налоговой отчетности (законодательно предусмотреть значительное
сокращение объема отчетности, исключить возможность изменения форм отчетности в
текущем отчетном периоде подзаконными актами)
·
совершенствование
налогообложения и таможенного регулирования (на основе анализа практики применения,
действующих систем налогообложения субъектов малого бизнеса)
·
проведение
активной антимонопольной политики
·
доступ к
рынку трудовых ресурсов необходимой квалификации (реализовать программы
подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов,
маркетинга, менеджмента)
·
развитие
при поддержке бюджета программ лизинга для малых предприятий. Например, в
сельской местности, для фермеров, для предприятий, занятых переработкой
сельскохозяйственной продукции.
Кустарные промыслы и ремесла
Развитие кустарных промыслов
– один из важнейших факторов социальной дифференциации населения. Анализ
отдельных промысловых отраслей промышленности по республики указывает на то,
что большинство составляют лица, занятые в области обработки дерева – 62,7 %,
изготовления одежды и обуви – 19,9 %, добывания и обработки земель и глин – 6,9
%.
В начале
века в Чувашии имели распространение следующие виды промысловых занятий,
кустарно-ремесленная промышленность Чувашской автономной Советской
Социалистической республики в 1925 г.: кирпичный, производство жестяных
изделий, кузнечный, рогожно-кулеткацкий, корзиночный, колесный, ободный,
тележно-санный, бондарный, столярно-токарный, смолокуреннодектярный, овчинный,
шорный, производство валяной обуви, шерсточесальный и шерстобитный, портняжный,
сапожный, производство лаптей.
Для распространения и
развития кустарных промыслов необходимы следующие мероприятия: кредитование
кустарей на цели производства и закупку сырья, открытие складов на месте
производства и увеличение оплаты труда, кооперирование кустарей в целях
организации закупки сырья и сбыта готовых изделий. Целый ряд промыслов, ранее
имевших место, в настоящее время потеряли свою актуальность (ткание рогож,
изготовление ободьев, телег, колес и др.). Сырьевая база многих промыслов
истощена, кадры и технология потеряны. Возрождение отдельных видов кустарных
промыслов целесообразно и имеет свои перспективы: изготовление предметов
домашнего обихода, изделий необходимых в сельском хозяйстве (мелкий инвентарь,
корзины, орудия труда, одежда и ее отдельные детали, обувь, мебель, сувенирные
изделия и др.).
Восстановление кустарных
промыслов помогло бы расширить ассортимент продукции широкого спроса,
способствовало бы созданию дополнительных рабочих мест, росту материального
благополучия семей – изготовителей, расширило бы сектор экономических возможностей
районов республики, помогло бы проявить материально-традиционные навыки
жителей, как элементы духовной культуры.
Чувашия обладает серьезным
потенциалом в части развития кустарного промысла и ремесел. Новая экономическая
политика содействует оживлению развития промыслов, например создание
вышивальных артелей- «Паха – Тере».
Особое значение кустарные
промыслы и ремесла могут иметь для населенных пунктов, имеющих памятники
природы, истории, культуры и археологии, в которых можно воссоздать
национальный колорит, индивидуальную привлекательность для туристов и других
посетителей этих поселений. В Моргаушском районе такими поселениями могли бы
быть деревни Ильинка, Шатракасы, Александровское, Шомиково, Моргауши и др.
Промыслы и ремесла дают
возможность для некоторых кругов населения более широкого применения своих
способностей, самовыражения и деловой активности, вместе с тем обеспечение
широкой сферы занятости населения и повышение их материального благосостояния.
И главное использование сохранившихся традиций представляет индивидуальное
историко-этнографическую особенность территории, как один из элементов ее
культурной самобытности и традиций.
Возрождение и широкое
вовлечение в хозяйственную сферу народных промыслов требует целостного взгляда
на все стороны этого процесса: организационную, экономическую, творческую и
социальную. Особое место должны занять вопросы создания материально-технической
базы, маркетинговых мероприятий, управленческой структуры, возрождение
промысловой кооперации и многое другое. Необходимо создание районного центра
союза или ассоциации кооперативов, которые информируют, консультируют и
защищают интересы кооператоров-ремесленников. В Российской Федерации действуют:
Ассоциация художественных народных промыслов России и Фонд художественных
народных промыслов РФ, созданные Указом Президента РФ от 07.10.94 г. № 1987.