3

3.7. Земельные ресурсы

Моргаушский район занимает территорию – 84,5 тыс.га. Земли сельскохозяйственного назначения составляют – 73 % , земли лесного фонда – 10 %, земли населенных пунктов – 9 %, земли особо охраняемых территорий – 0,2 %.

Наличие и распределение земельного фонда района по категориям земель (на 01.01.2002)

Таблица № 5

Категории земель

Общая площадь, тыс.га.

Структура, %

Сельхозугодия, тыс.га.

Из них пашня тыс.га.

Земли сельскохозяйственного назначения

61,9

73

57,4

45,6

Земли поселений

7,4

9

5,56

3,7

Земли промышленности, транспорта, связи и пр.

0,7

1

-

-

Земли особо охраняемых территорий, оздоровительного назначения

0,14

0,2

-

-

Земли лесного фонда

10,3

12

0,13

0,02

Земли водного фонда

4,1

5

-

-

Итого земель в административных границах

84,5

100

63,1

49,3

 

Сельскохозяйственная освоенность территории составляет 75 % (по республике – 57 %), распаханность – 78 % (по республике – 79 %), общая залесенность земель района – 12 % (по республике – 33 %).

Распределение земельного фонда по угодиям (на 01.01.02 г.)

Таблица № 6

Категории земель, угодия

Площадь, тыс.га.

%

Общая площадь

84,5

100

Всего сельхозугодий

63,1

74,7

в т.ч.: пашня

49,3

58

многолетние насаждения

0,9

1

кормовые угодья

12,9

15

под лесами

10,1

12

под древесно-кустарниковой растительностью

1,15

1

под водными объектами

4,8

6

земли застройки

2,4

3

под дорогами

1,3

1,5

Болота

0,005

-

нарушенные земли

0,004

-

прочие земли

1,7

2

Справочно: освоенность территории (удельный вес сельхозугодий)

-

75

в том числе удельный вес пашни

-

58

распаханность (пашни к сельхозугодиям)

-

78

залесенность

-

12

 

Основная доля сельхозугодий сосредоточена в категории земель сельскохозяйственного назначения – 91 %, на территории поселений – 9 % (в черте населенных пунктов).

Распределения земель поселений
(на 01.01.2002 г.)

таблица № 7

п/п

Состав земель

Земли сельских населенных пунктов

га.

%

1

Земли жилой и общественно-деловой застройки

993

13,4

2

Земли промышленной, коммунально-складской застройки

104

1,4

3

Земли общего пользования

261

3,5

4

Земли сельскохозяйственного использования

5559

75,3

5

Земли лесного фонда

102

1,4

6

Земли, не вовлеченные в градостроительную или иную деятельность

364

5,0

7

Итого земель в пределах черты населенного пункта из них:

7383

100

 

- индивидуальная жилая застройка

46

0,6

 

- личные подсобные хозяйства

5664

77

 

- коллективные и индивидуальные огороды

32

0,4

 

Средний размер участка под индивидуальное жилое строительство 0,15 га. (по республике – 0,14 га.). Земли района по формам собственности распределяются следующим образом (до 01.01.02):

-         в собственности граждан                                           – 35 % (29,35 тыса);

-         в государственной и муниципальной собственности  – 65 % (55,2 тыс.га.);

из них представлено:

гражданам:

-         в аренду                                                                         – 8,5 % (7,2 тыса);

юридическим лицам :

-         в пользование                                                              – 57 % (48 тыс.га.).

За период проведения земельной реформы в республике был принят ряд законодательных актов по регулированию земельных отношений: «О земельной реформе», «О плате за землю» и «Об охране земель и повышении плодородия почв Чувашской  республики»,  «О  личном  подсобном  хозяйстве  граждан»,  «О землеустройстве», «О земле» и др.; также был принят ряд нормативных актов.

Вопросы купли-продажи и залога земель сельскохозяйственного назначения не разрешены на региональном уровне, этот вопрос в скором времени может быть решен, а пока возрастает значение аренды как механизма перехода земли к наиболее эффективным землепользователям.

В аграрном секторе первый этап земельной реформы не решил всех возложенных на него задач. Не использован экономический потенциал земли как источника инвестиций, не создана система ипотечного кредитования, на селе отсутствует система специализированных земельных банков. Очень маленькая часть крестьян (1,4%) не приняла решение о распределении    земельных   долей,    их   земли    бесплатно используют сельхозпредприятии.

На втором этапе земельной реформы, которая превращается в кадастровую реформу, следует рассматривать землю как ограниченный, подверженный деградации природный ресурс, без рационального использования которого невозможно дальнейшее экономическое развитие общества.

В рыночной экономике земля - объект гражданского оборота; земельное право должно быть тесно связано с гражданским правом. Земля рассматривается, как объект недвижимого имущества, как объект права, как жизненное пространство, базис развития всех видов строительства, средство производства в сельском хозяйстве, поэтому формирование земельного рынка - актуальная проблема экономического развития территорий.

Плата за землю. Оборот земель.

За 2000 год средняя цена продажи земельных участков составляла:

-         в сельских населенных пунктах      – 1,03 руб./кв.м.;

-         вне населенных пунктов                               – 1,57 руб./кв.м.;

Росземкадастром определена кадастровая стоимость сельхозугодий в среднем по республике – 14850 руб./га. По данным Чувашского государственного землеустроительного проектно-изыскательного предприятия «Волговят НИИ гипрозем» кадастровая стоимость сельхозугодий Моргаушского района низкая и составляет 10,7 тыс. руб./га. Доля района в республиканских платежах за землю приводится в таблице      № 4.

Поступление платежей за землю в Моргаушском районе (доля района в республиканских платежах), 2000 г.

Таблица № 8

Вид платежа за землю

тысуб.

%

Всего платежей за землю

491

0,51

в т.ч.: земли поселков

-

-

земли сельхозназначения

209

0,22

другие земли

282

0,29

 

 

 

Земельный налог – всего

424

0,43

в т.ч.: земли поселков

-

-

земли сельхозназначения

209

0,21

другие земли

215

0,22

 

 

 

Поступление арендной платы

67

0,08

в т.ч.: земли поселков

-

-

земли сельхозназначения

-

-

другие земли

67

0,08

 

В настоящее время предусмотрен переход к налогооблажению для земельных участков в зависимости от его кадастровой стоимости, что вызовет увеличение доходов в бюджет всех уровней.

Земли сельских поселений составляют – 7383 га., в том числе сельхозугодия – 5558 га. (75 %).

Земли промышленности (за чертой населенных пунктов) – 35 га.

По принятому земельному кодексу, при обороте земель промышленности можно получить – 550 тыс. руб. При обороте земель сельских населенных пунктов (без земель, изъятых из оборота) – 7020 га,  сумма может составить – 72 млн. руб.

Всего в возможном обороте может участвовать – 8 % земель района, общая сумма может составить – 72,55 млн. руб. Сельхозугодия в районе, без сельхозугодий поселений,  составляют 55,7 тыс.га. При кадастровой оценке для этой зоны, стоимость их составляет около 600 млн. руб.

Выводы:

1. За последние десять лет на территории Чувашской Республики созданы основы нового земельного строя:

- ликвидирована государственная монополия на землю;

- осуществлен переход к многообразию форм собственности на землю;

- проведено бесплатное перераспределение земель в пользу граждан;

- введено платное землепользование;

- передана в частную собственность часть сельскохозяйственных земель;

- выполнен значительный объем земельно-кадастровых работ;

- созданы объективные условия для оборота земель.

2. Наблюдается снижение плодородия сельхозугодий (потеря гумуса); в результате эрозии происходит их уменьшение.

3. Большое число поселений не имеет утвержденной черты поселения. Полноценный оборот земель невозможен без утвержденного проекта черты поселений и регламента их допустимого использования.

В перспективе продолжение земельной реформы, направленной на совершенствование земельных отношений; формирование земельного рынка, увеличение доходной части бюджета.

Необходимо упорядочение земельного законодательства в отношении земель сельхозназначения (сельхозугодия за чертой населенных пунктов) на уровне субъектов Федерации (Республики) в связи с утверждением федерального закона об обороте земель сельхозназначения. Должен быть жесткий госконтроль за оборотом земель. Оформление земельных участков должно быть упрощено.

В результате земельных преобразовании пустующие земли, а также земли убыточных хозяйств могут оказаться в муниципальной собственности, (администрации района), что может помочь развитию малого предпринимательства, земля будет у эффективных пользователей.

Необходимо улучшение всех сельхозугодий. Особое внимание должно уделяться ресурсосберегающим экологически чистым технологиям.