Основные показатели,
характеризующие качество жизни населения:
·
качество
населения (демографические процессы, уровень образованности и профессиональной
квалификации)
·
благосостояние
населения (доходы и расходы население, его обеспеченность жильем,
собственностью и услугами различных инфраструктурных отраслей)
·
качество
социальной среды (условия труда, физическая и имущественная безопасности,
социальное и политическое здоровье общества и т.п.)
·
качество
экологической среды (состояние воздушного и водного бассейнов, почв, природных
экосистем, биологическое разнообразие)
·
природно-климатические
условия
Данные показатели носят достаточно общий характер и часто выходят за рамки районной
ступени, т.е. можно выделить вопросы по повышению качество жизни населения, которые
могут решаться на уровне районной ступени и которые являются прерогативой более
высоких ступеней (федеральная и республиканская):
·
Качество
экологической среды и природно-климатические условия Моргаушского
района в целом благоприятны для проживания населения.
·
Качество
населения зависит от ряда обстоятельств, связанных с состоянием общества в
целом.
·
Демографические
процессы в районе имеют те же тенденции, которые прослеживаются как в России,
так и в Чувашии – наличие естественной убыли населения, демографические
показатели по району практически не отличаются от средних показателей сельской
местности Чувашии в целом. Движение этих показателе зависит от процессов
происходящих в России, так причины падения рождаемости и повышения смертности
связаны: с падением уровня жизни населения, неуверенностью в завтрашнем дне и
со снижением качества здравоохранения, а также с некоторыми неблагоприятными
изменениями в половозрастной структуре.
·
Уровень
образованности и профессиональной квалификации населения района невысок и
соответствует структуре хозяйства района – малоэффективное сельскохозяйственное
производство, слабо развитая и
недостаточно квалифицированная промышленность и строительство, типичный набор
сферы обслуживания районной ступени.
·
Качество
социальной среды регулируется Российским и республиканским законодательством, а
на уровне районной ступени необходимо способствовать его точному исполнению.
·
Благосостояние
населения зависит от уровня развития хозяйства района, от него зависит уровень
доходов населения (уровень зарплаты в районе ниже средне республиканского
уровня и составляет 76 % от прожиточного минимума) и величина бюджета (в районе
она невелика). От этих показателей зависит обеспеченность населения жильем и
качеством инфраструктуры обслуживания.
В определенной мере данные
вопросы по повышению благосостояния
населения района могут решаться на районном уровне. В частности необходимо
всесторонне поддерживать развитие градообразующих отраслей - повышение
масштабов и эффективности сельскохозяйственного производства, промышленности и
транспорта, что должно вести к увеличению занятости населения и повышению
зарплаты работающих.
Но
основными направлениями деятельности властей района по повышению благосостояния
населения являются мероприятия, финансируемые из бюджета. К ним относятся
вопросы расселения и обеспечения эффективного функционирование обслуживающих
отраслей: образования, здравоохранения, культуры, систем водоснабжения,
канализации, энергоснабжения, местной транспортной сети, и т.д.
Роль администрации как политического инструмента и
архитектурно-планировочных органов как технического инструмента заключается в
стимулировании развития собственности (бизнеса) всех типов в выгодном для
поселения направлениях и в подавлении нежелательных негативных тенденций,
формирование градостроительного планирования, основанного на принципах
устойчивого развития государства, системы расселения региона, поселения,
общины.