2

2.2. Оценка инвестиционной привлекательности района

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" составляет ежегодно рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России по двум характеристикам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциал региона складывается из частных потенциалов:

·        ресурсно-сырьевого (обеспеченность запасами основных видов природных pecypсов);

·        трудового (трудовые ресурсы и их образовательный ценз)

·        производственного (результаты деятельности в основных сферах хозяйства региона)

·        инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе)

·        институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики)

·        инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

·        финансового (объем бюджетных доходов, прибыльность предприятий и доходы населения региона);

·        потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).

Инвестиционный риск показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них, в рейтинге учитывались следующие виды риска:

·        экономический (тенденции в экономическом развитии региона)

·        финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий)

·        политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти)

·        социальный (уровень социальной напряженности)

·        экологический (уровень загрязнения окружающей среды)

·        криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений)

·        законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства), учитывались как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.

Перечисленные виды потенциала носят обобщенный характер. Каждый из них рассчитывается как взвешенная сумма ряда статистических показателей (всего в результате корреляционно-регрессионного анализа было выделено около сотни наиболее важных первичных показателей), а общий инвестиционный потенциал региона в свою очередь определялся как взвешенная сумма частных потенциалов.

Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал или интегральный риск была получена в результате опросов, проведенных среди экспертов российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий в 2001-м и 2002 году.

Инвестиционный потенциал - категория консервативная и увеличить его крайне сложно. Как правило, основу потенциала составляют ресурсы. А вот риск - во многом результат деятельности администраций

Рейтинги показали, что наиболее эффективный элемент инвестиционной политики - совершенствование нормативной базы инвестиционной деятельности, выработка и проведение долгосрочной инвестиционной стратегии. Это дает максимальный результат в минимальные сроки. Основными направлениями на этом пути могут быть:

·        принятие регионального закона об инвестиционной деятельности. В настоящее время он имеется практически во всех субъектах РФ (в Чувашии также существует такой закон). Важно чтобы инвестиционное законодательство не только было принято и действовало, но и постоянно совершенствовалось и обновлялось в соответствии с меняющимися условиями.

·        жесткая налоговая политика центра вынуждает региональные власти искать новые формы поддержки инвесторов. Последними новациями в этой сфере являются полное или частичное погашение из средств регионального бюджета процентной ставки по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов на территории региона, а также снижение ставок арендной платы за землю.

·        важным фактором привлечения инвесторов является подготовленность региона к приему инвестиций –

o       наличие каталогов инвестиционных проектов (имеются в большинстве регионов, но зачастую они составлены формально и не дают полезной информации для принятия решений)

o       кадастров инвестиционных площадок (их создание в регионах только началось)

·        необходимо выработать региональную инвестиционную стратегию, что существенно снижает инвестиционный риск. Однако пока ни у одного субъекта федерации инвестиционной стратегии нет, лишь у не некоторых имеются долгосрочные (на пять лет и более) комплексные планы или программы социально-экономического развития.

Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп (в двух регионы отсутствуют). По результатам исследования все регионы в этом году распределились между следующими группами:

·        максимальный потенциал - минимальный риск (1A)

·        высокий потенциал - умеренный риск (1B)

·        высокий потенциал - высокий риск (1C)

·        средний потенциал - минимальный риск (2A)

·        средний потенциал - умеренный риск (2B)

·        средний потенциал - высокий риск (2C)

·        низкий потенциал - минимальный риск (3A)

·        пониженный потенциал - умеренный риск (3B1)

·        пониженный потенциал - высокий риск (3C1)

·        незначительный потенциал - умеренный риск (3B2)

·        незначительный потенциал - высокий риск (3C2)

·        низкий потенциал - экстремальный риск (3D).

Чувашия вошла в группу – «пониженный потенциал - умеренный риск (3B1)», это самая большая группа по числу регионов – 24 ед.

По инвестиционному потенциалу Чувашия находится на 47 месте (из 89 регионов), в т.ч. места по: ресурсно-сырьевому – 83, трудовому – 33, производственному – 48, инновационному -31, институциональному – 39, инфраструктурному – 15, финансовому – 57, потребительскому – 56.

По инвестиционному риску Чувашия находится на 16 месте (из 89 регионов), в т.ч. места по: экономическому – 49, финансовому – 46, политическому – 45, социальному – 52, экологическому – 9, криминальному – 10, законодательному – 34. Общая благоприятная величина по инвестиционному риску определялась в основном низкими экологическим и криминальным рисками, по остальным показателям риски достаточно высокие.

В «Территориальной комплексной Схеме градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики» (РосНИПИ Урбанистики, 2001г.) были определены (по другой отличной от приведенной выше методике) интегральные инвестиционные потенциалы районы Чувашии.

В этой работе интегральный инвестиционный потенциал Моргаушского района получил оценку в 4 балла – это средняя по величине оценка среди муниципальных образований Чувашии (выше оценка лишь у г.г. Чебоксары и Новочебоксарск и у Канашского и Чебоксарского районов). В эту группу вошли также Алатырский, Ядринский, Шумерлинский, Комсомольский, Батыревский и Вурнарский районы.

По Моргаушскому району в разрезе отдельных потенциалов (на основе которых рассчитывался интегральный потенциал) положение было следующим:

·        низкая оценка промышленного и трудового потенциалов

·        средняя оценка природно-ресурсного и текущего инвестиционного потенциалов

·        высокая оценка инфраструктурно-транспортного и сельскохозяйственного потенциалов

Ниже приводиться характеристика отдельных элементов инвестиционного потенциала и инвестиционного риска по Моргаушскому району, учитываемых в методике рейтингового агентства «Эксперт РА». Эта методика рассчитана для регионального уровня и в чистом виде для административных районов не применима, поэтому оценивались лишь факторы (инвестиционного потенциала и инвестиционного риска) имеющие значения для района.

Оценка инвестиционного потенциала Моргаушского района

Таблица №3

Частные инвестиционные потенциалы

Характеристики частных инвестиционных потенциалов
по Моргаушскому району

1.Ресурсно-сырьевой (обеспеченность запасами основных видов природных pecypсов);

1.В основном сводится к ценным сельскохозяйственным угодьям, занимающим большую часть территории района и лесов 1 группы на берегу ролги, которые могут быть использованы для рекреации населения г. Чебоксары. Полезные ископаемые, за исключением небольших запасов глины, отсутствуют.

2.Трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный ценз)

2.Имеется излишек рабочей силы, который будет увеличиваться в связи с увеличением производительности труда в сельском хозяйстве, но этот избыток рабочей силы недостаточно квалифицирован для использования в других отраслях хозяйства.

3.Производственный (результаты деятельности в основных сферах хозяйства региона)

3.Сельское хозяйство малопроизводительно, и имеет потенциал для интенсификации - повышения урожайности в растениеводстве и продуктивности в животноводстве. Промышленность развита слабо и связана с обслуживанием сельского хозяйства и населения, в современном виде особых перспектив не имеет. Есть потенциал для повышения уровня деятельности отраслей сферы обслуживания населения (здравоохранение, образование, водоснабжение, канализация, энергоснабжение и т.д.).

4.Инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность)

4.В меридиональном направлении район пересекает федеральная дорога "Волга 7", что определяет: возможность создания центров по обслуживанию следующего по ней автотранспорта и предпосылки размещения производств связанных с большими объемами перевозок. На севере район выходит на берег ролги, поэтому имеется, в случае необходимости, организация перевалочного пункта приема грузов следующих водным путем (например, строительных материалов).

5.Финансовый и потребительский (объем бюджетных доходов, прибыльность предприятий, доходы населения и совокупная покупательная способность населения региона)

5.Муниципальные бюджетные доходы недостаточны для обеспечения нормального функционирования района, т.к. зависят в большей своей части от доходов населения (напрямую - подоходный налог или косвенно - налог от продаж и другие), а они в районе довольно низкие (средняя зарплата ниже республиканского уровня). Это также определяет небольшую покупательную способность населения. Деятельность большой части предприятий района убыточна, что также снижает базу формирования бюджета.

 

Инвестиционные риски в основном связаны с региональным уровнем (Чувашская Республика), вместе с тем можно отменить некоторые их виды, которые относятся в той или иной мере и к муниципальному уровню:

·        экономический - тенденции в экономическом развитии Моргаушского района не создают дополнительных отрицательных условий для инвестиционной привлекательности, и даже увеличивают ее: расширение производства сельскохозяйственной продукции, развитие рекреации и другие

·        экологический – необходимо отметить: постоянно расширяющиеся масштабы почвенной эрозии, рост площади овражной сети, уменьшение территорий лесных насаждений, загрязнение подземных вод и речной сети

·        благоприятным для снижения инвестиционного риска следует считать данный проект, освещающий перспективы развития района, его можно рассматривать как инвестиционную стратегию района, а декларации по инвестиционным объектам (прилагаемые к проекту), как кадастры инвестиционных площадок. Как отмечалось выше выработка и проведение долгосрочной инвестиционной стратегии это один из наиболее эффективных элементов инвестиционной политики, он дает максимальный результат в минимальные сроки