2

2.1. Гипотеза развития экономики

Комплексная Схема Чувашской Республики 2002 года рассматривает ближайшие этапы формирования хозяйственного комплекса следующим образом: Период развития на 2005 год – сохранение удельного веса производства товаров на уровне 2000 года при увеличении производства услуг в 2,3 раза. На период до
2010 года можно ожидать перераспределение удельного веса производства товаров и услуг при уменьшении доли товарного производства и увеличении объема услуг. Наибольшее развитие должно быть достигнуто в производстве следующих услуг: торговля и общественное питание, оптовая торговля продукции производственно- технического назначения, заготовка, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимостью, жилищное и коммунальное хозяйство, страхование и здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, курортное лечение, отдых, туризм.

I этап от 2002 до 2005 гг. – прекращение спада во всех сферах экономики, стабилизация уровня жизни населения, снижение уровня безработицы.

II этап от 2005 до 2020 гг. – социально – экономическое развитие характеризуется устойчивыми темпами роста производства, улучшение качества жизни.

Через 20 лет район будет иметь количество жителей, удовлетворяющее все сферы хозяйства, т.е. в 2005 г. – 36,0 тыс. чел., в 2020 г. – 35,0 тыс. чел.

Преобразования в экономике района, происходящее на современном этапе, требуют такой отраслевой структуры занятости работающих, которая бы качественно отличалась от прежней.

Необходимо широкомасштабное перераспределение трудовых ресурсов, прежде всего, между двумя крупными сферами труда: производственной и непроизводственной, а также развитие структурных характеристик занятости населения и, в первую очередь, включающего в них как традиционных направлений деятельности – торговли, здравоохранения, образования, так и новых нетрадиционных – туризм, страхование, финансы, операции с недвижимостью, предпринимательская деятельность и др.

Развитие этих структур занятости должно сопутствовать основной производственной составляющей в условиях рыночной экономики и являться показателем развитости и необходимого уровня жизни.

В условиях Моргаушского района с сельскохозяйственной спецификой производственная сфера деятельности должна претерпеть существенные структурные перемены от преимущественного производства сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства к созданию территориальных производственных агропромышленных комплексов, включающих в сферу деятельности взаимосвязанный комплекс задач: производство продуктов сельского хозяйства, хранение, переработка и их реализация (сбыт).

В соответствии с курсом на построение эффективной системы хозяйствования, необходимо исходить из объективных законов и закономерностей рыночной экономики. Важно определить основополагающие условия эффективной организации системы хозяйствования. /В. Гусаков «Стратегические и оперативные задачи устойчивого и эффективного развития агропромышленного производства». Агроэкономика № 1 2002 год/.

1.      Каждому уровню и объему сельскохозяйственного производства соответствует оптимальный уровень и объем исходных ресурсов. Поэтому планирование и программирование продуктивности агропромышленного производства должно основываться на строгом балансе ресурсов, инвестиций и капитала.

2.      Вкладывать ресурсы следует в первую очередь в окупаемое, эффективное и перспективное агропромышленное производство. Следует отказаться от централизованной поддержки всех без исключения предприятий, отраслей производств и сосредоточить ресурсы на приоритетах.

3.      Республике необходимо выработать стимулирующее законодательство (сельскохозяйственный Кодекс), действенные целевые программы с учетом их полного финансово-ресурсного обеспечения, стратегию развития АПК, и на их базе долгосрочную аграрную политику.

4.      Республике и району необходимо поддерживать только эффективное производство посредствам специальных целевых программ. Нельзя культивировать иждивенческие настроения посредствам уравнительного распределения централизованных средств. Агропромышленные предприятия должны работать на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самохозяйствования при экономико-правовой бюджетной, кредитной и налоговой поддержки сильных и перспективных производств со стороны администрации Республики и района.

5.      Необходимо признание и включение в практику форм и механизмов мотивации рыночного характера – предпринимательского дохода, накопление капитала и собственности, участия в прибылях, дивидендов на доли собственности, процентов на используемый капитал, арендной платы и др. Только таким образом можно сделать ставку на эффективность им предприимчивость, создать сильный, средний и зажиточный слой крестьян собственников и сформировать базу для укрепления и динамичного развития национального агропродовольственного производства.

К первоочередным тактическим целям и задачам администрации и сельскохозяйственных товаропроизводителей следует отнести:

Ø     совершенствование республиканского и зонального размещения агропромышленного производства, исходя из целесообразных уровней и объемов производства, внутреннего и внешнего сбыта;

Ø     усиление республиканской, региональной и хозяйственной специализации с целью концентрации производства и ресурсов на наиболее эффективных видах производства и экономии непроизводительных издержек;

Ø     формирование оптимальных специализированных сырьевых зон производства сельскохозяйственной продукции для переработки и сбыта, а также определение наиболее перспективных предприятий из числа перерабатывающих предприятий и животноводческих комплексов;

Ø     создание кооперативно-интеграционных объединений субъектов хозяйствования по технологической цепи от производства исходного сырья до сбыта готового продовольствия, включая и финансово-кредитные структуры и придание им всех необходимых прав на самохозяйствование, самоуправление в рамках стимулирующего законодательства;

Ø     создание условий для свободного рыночного оборота агропромышленной продукции, и вместе с тем регулирование и поддержание сбалансированности продовольственного потребительского рынка и доступности продовольствия населению, прежде всего по ценам с помощью государственных реализационных и закупочных интервенций;

Ø     переход на ценообразование на агропромышленную продукцию, исходя из рыночного спроса и предложения и эквивалентности межотраслевого товарообмена с условием контроля государством нормативов закладываемых затрат, прибылей и рентабельности;

Ø     активное реформирование действующих агропромышленных предприятий, не обеспечивающих требуемой результативности, в гибкие структуры рыночного характера, исходя из местных особенностей и с условием их быстрого финансово-экономического выздоровления;

Ø     оптимизация земледелия и животноводства в связи с необходимостью интенсификации производства и концентрации ресурсов на наиболее плодородных землях и в конкурентоспособных предприятиях, что требует пересмотра системы ведения хозяйства, вывода из активного оборота низкоэффективных земель и низко продуктивных животных;

обеспечение экономико-правовых условий и гарантий быстрого развития рыночных форм и механизмов мотивации и стимулирования агропромышленного производства и труда, особенно производительного и эффективного.