4

4.5.2 Автотранспорт

Общее количество автомобилей в Моргаушском районе на 01.01.2001 г. – 2940 ед., обеспеченность автомобилями – 78,8 ед. на 1 тыс. чел., в т.ч. личными, включая грузовые и легковые – 52,7 ед. на 1 тыс. чел. или 67 % транспорта района, из них легковые личные – 44,6 ед. на 1 тыс. чел., или 57 % от общего количества транспорта.

Обеспеченность легковыми личными машинами ниже средних показателей по Республике Чувашия в 1,4 раза и в 2,8 раз ниже аналогичных показателей по России.

Прогноз количества транспортных средств в Моргаушском районе

кол-во машин – ед

обеспеченность – ед. на 1 тыс. чел.

Таблица №43

Транспортные средства

Исх. Год

I очередь

Расчетный срок

Индивид

Прочие

Всего

Индивид

Прочие

Всего

Индивид

Прочие

Всего

Общее количество автомобилей на 01.01.2001г

1965

52,7

975

26,1

2940

78,8

3100

85

1640

45

4740

130

5040

140

2160

60

7200

200

в т.ч.

1. грузовые

300

8

605

16,2

905

24,2

470

13

620

17

1090

30

540

15

720

20

1260

35

2. пикапы и фургоны на шасси легковых машин

-

-

19

0,5

19

0,5

35

1,0

35

1,0

70

2,0

70

2,0

70

2,0

140

4,0

3. автобусы

-

-

63

1,7

63

1,7

35

0,1

70

2,0

105

3,0

110

3,0

70

2,0

180

5,0

4. спецмашины

-

-

159

4,4

159

4,4

-

-

185

5,0

185

5,0

-

-

220

6,0

220

6,0

5. легковые

1665

44,6

129

3,5

1794

48,1

2560

70

730

20

3290

90

4320

120

1080

30

5400

150

Прогнозируемое количество транспортных средств определено с учетом сложившейся тенденции, выявившей увеличение транспорта в частной собственности.

Пассажирские перевозки

Перевозки пассажиров осуществляют в основном транспортные предприятия ГУГ ГО «Чувашавтотранс», а также частные предприниматели, имеющие лицензии на перевозки. Через Моргаушский район по а/д «Волга», а/д на Козьмодемьянск и по а/д «Сура» проходят транзитные междугородные маршруты и пригородные маршруты в район.

Динамика пассажирских перевозок по автостанции «АвтоВАС»
Моргаушского района

Таблица № 44

Годы

1996

1997

1998

1999

2000

Объем перевозок пассажиров, тыс. чел.

116,6

123,2

161,7

185

183,4

Перечень автобусных маршрутов

Таблица № 45

Наименование маршрутов

Протяжение, км.

Время

Кол-во рейсов в сутки

Чебоксары – Акрамово

45

1 ч. 10 мин.

4 рейса

Чебоксары – Анаткасы

69

1 –55

4

Чебоксары - Б. Карачкино

58

1 – 35

3

Чебоксары – Васькино

70

1 – 40

4

Чебоксары - Моргауши (ч-з Сятракасы)

61

1 – 35

4

Чебоксары - Моргауши (ч-з Хыркасы)

50

1 – 10

2

Чебоксары – Сундырь

49

1 – 10

1

Чебоксары – Тренькино

57

1 – 35

3

Чебоксары – Юськасы

71

1 – 45

3

Чебоксары - Юськасы (ч-з Ишаки)

55

1 – 25

3

Чебоксары – Вурманкасы

43,4

-

-

На май 2003 г. 52 населенных пункта автобусным сообщением не охвачены.

Проектом предусматривается:

·        организация регулярного пригородного автобусного сообщения с населенными пунктами района по мере строительства новых дорог;

·        строительство автобусного вокзала в райцентре Моргауши.

Грузовые перевозки

Динамика работы автомобильного транспорта всех отраслей экономики

Таблица № 46

п/п

Наименование показателей

Ед. изм.

1995 г.

2000 г.

1

Перевозки грузов автомобильным транспортом всех отраслей экономики

Всего по республике

 

 

в т.ч. Моргаушский район

 

тысонн

% %

 

 

 

-«-«-

 

 

32872

100

 

1180

3,6

 

 

20374

100

 

822

4,0

2

Грузооборот автомобильного транспорта всех отраслей экономики

 

всего по республике

 

в т.ч. Моргаушский район

тысонн. км.

% %

 

 

787 506

100

 

22627

2,9

 

 

482    524

100

 

12772

2,6

3

Средняя дальность поездки

по республике

по району

 

км.

км.

 

24

19,2

 

23,7

15,5

В Моргаушском районе перевозки грузов автомобильным транспортом отраслей экономики составляют 4 % от аналогичного показателя по республике, что значительно выше, чем в прочих районах. Несмотря на то, что автомобильный транспорт является основным видом транспорта Моргаушского района, за последние годы перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта в районе уменьшились, так же как в других районах и в республике, что является следствием кризиса в экономике.

Наиболее крупные предприятия района:

·         «Ударник» ОПХ ГУП ЧР с Юськасы – 78 машин;

·         «Свобода» СХП – Племзавод д. Сятракасы – 51 машин.

Техническое обслуживание автотранспорта

В пределах Моргаушского района расположены следующие предприятия технического обслуживания автотранспорта:

·         стационарная АЗС 16 – с. Моргауши;

·         стационарная АЗС 12 – д. Москакасы;

·         строится АЗС – д. Юнгапоси км. 608+900 а/д «Волга»;

·         сельхозпредприятия района имеют свои АЗС;

·         техническое обслуживание автотранспорта осуществляется в механизированных парках на предприятиях района, в г. Чебоксары, и передвижным постом ООО «Лига – Сервис», который обслуживает три района – Моргаушский, Аликовский и Вурнарский.

Потребность в автозаправочных станциях

Таблица № 47

Транспортные средства

Нормативы

Первая очередь

Расчетный срок

Кол-во машин

Кол-во заправок в сутки

Кол-во машин

Кол-во заправок в сутки

Легковые личные, пикапы и фургоны

1 заправка за 10 суток

2600

260

4390

440

Легковые ведомственные

1 заправка за 3-е суток

770

260

1150

400

Грузовые

1 заправка за 2-е суток

1090

550

1260

650

Автобусы

1 заправка за 3-е суток

100

30

180

60

Итого:

-

-

1100

-

1550

В соответствии со СНиП 2.07.01-89* следует предусматривать:

·        станции технического обслуживания автомобилей из расчета 1 пост на 200 легковых автомобилей;

·        АЗС из расчета 1 топливораздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей.

Окончательные результаты расчета (округленно) количества колонок на АЗС для заправки автотранспорта только Моргаушского района:

·        на I очередь – 15 колонок, в т.ч. для индивидуального легкового транспорта – 3 колонки;

·        на расчетный срок – 20 колонок, в т.ч. для индивидуального легкового транспорта – 5 колонок.

Учитывая количество транзитного транспорта на а/д «Волга» в пределах района, потребность в автозаправочных станциях на расчетный срок будет значительно больше.

Количество АЗС на дорогах района будет регулироваться рынком.

На стационарных АЗС должны предусматриваться для обеспечения экологической безопасности ограждающие конструкции с локальными очистными сооружениями, системы закольцовки паров бензина, благоустройство территории – бетонные плитки на бетонных основаниях. Градостроительное оформление АЗС на а/д «Волга» должно соответствовать европейским стандартам.

Потребность в предприятиях технического обслуживания легкового транспорта Моргаушского района

Таблица № 48

Наименование

Ед. изм.

I очередь

Расчетный срок

Количество постов на станциях технического обслуживания автомобилей всего, в т.ч.

пост

17

28

для личного транспорта

пост

13

22

Расчетное количество постов на СТО в пределах Моргаушского района (округленно) с учетом обслуживания и транзитного транспорта составит:

·        на расчетный срок – 30 – 35 постов, в т.ч.

·        на I очередь – 20 – 25 постов.

Количество СТО и постов на них будет регулироваться конкуренцией на рынке транспортных услуг.

Анализ дорожной сети и населенных пунктов района выявил основные узлы, в которых можно рекомендовать размещение предприятий автосервиса вдоль основных дорог, с учетом роста интенсивности движения и равномерного размещения на территории района. При этом количество станций технического обслуживания и постов на них, количество АЗС и прочих сооружений будет регулироваться конкуренцией в условиях рыночной экономики.

Автодороги обычно дают толчок для развития окрестных территорий. Обустройство дороги необходимо решать с учетом прилегающих территорий. Кооперация предпринимателей и администрации районов подразумевает взаимовыгодное партнерство и инвестиционные интересы для развития бизнеса в районе.

Администрация заинтересована в новом строительстве для обеспечения населения рабочими местами как при строительстве, так и при эксплуатации и обслуживании новых объектов. Данное обстоятельство важно в связи с избытком рабочей силы.

Приоритетными районами для развития малого бизнеса являются придорожные зоны, в связи со следующими обстоятельствами:

·        для развития сети фирменных магазинов с/х продукции по трассе;

·        для развития предприятий по переработке продуктов в соответствии с экономической специализацией (мясомолочное производство, куры, переработка овощей, фруктов, ягод, грибов и т.д.)

·        ремонт автотранспорта на базе существующих предприятий;

·        организация предприятий общественного питания.

Так как администрация заинтересована в привлечении инвестиций, предприниматель может рассчитывать на содействие при решении многих вопросов:

·        льготное финансирование, налогообложение, кредиты;

·        вопросы землеотводов;

·        утверждение пакета документов;

·        инженерное обеспечение (энергоснабжение, водопровод, канализация и др.)

Дополнительные мероприятия, обеспечивающие выполнение программы развития транспортной инфраструктуры Моргаушского района:

·        Тендерные торги подрядных организаций;

·        Конкурсы на лучшее содержание территориальных дорог и сооружений на них;

·        Информационное обеспечение (радио, телевидение, газеты, интернет);

·        Развитие рекламного и информационного комплексов по трассе;

·        Реконструкция существующих и строительство новых сооружений линейной автотранспортной службы;

·        Строительство на средства предпринимателей и сельской администрации инвестиционных комплексов, включающих автобусный павильон, пункт общественного порядка, автостоянку, телефон, предприятия торговли и общественного питания, наглядную информацию и туалет.

В основном транспортно инвестиционные комплексы намечаются на территории опорных центров Моргаушского района. Все центры расположены на автодорогах и имеют удобное сообщение с райцентром и между собой.

·        опорный центр I ранга – райцентр Моргауши

·        подцентрМоскакасы

·        центр II ранга – с. Б. Сундырь - Шешкарско – Ильинский инвестиционный узел – волжские пристани Ильинка и Шешкары.

·        Опорные центры в групповых системах расселения -

Юнга и Юнгапоси

Кадикасы и Шомиково

Одаркино и Чуманкасы

Юськасы

Шатьмапоси

Размещение объектов автосервиса на территории
Моргаушского района

Таблица № 49

п/п

Наименование

Численность населения, тысел.

Существ. объекты

Проектные объекты

1

Райцентр Моргауши – опорный центр I ранга 10 км. от а/д «Волга»

3,3

АЗС;
ОАО «Моргаушск-автосервис», кассовый пункт

ГАЗС
АК*- автосервисный комплекс
автовокзал
площадки для грузового автотранспорта

2

д. Москакасы подцентр 11 км. от райцентра

1,1

АЗС 12
магазин запчастей, шиномонтаж

АЗС на км. 616+200 а/д «Волга»
АК* автосервисный комплекс

3

Б. Сундырь – опорный центр II ранга на республиканской а/д Моргауши - Козьмодемьянск

1,6

ОАО «Сундырское РТП» – база большегрузной техники ремонт с/х техники

АЗС
ремонт большегрузной техники
стоянка грузовых машин
въездная площадь на дороге в Республику Марий-Эл
АК*

4

Прочие опорные центры групповых систем расселения

д. Юнга

д. Юнгапоси

 

 

 

0,9

0,3

АЗС
магазин запчастей; ремонт техники

строится АГЗС км. 608+900 а/д «Волга»
АК*
стоянка большегрузных машин

5

Кадикасы

Шомиково

д. Калайкасы км. 624 а/д «Волга»

0,6

0,7

 

АК*

 

АЗС а/д «Волга»

6

Тораево

Анаткасы

5-6 км. от а/д «Сура»

18-21 км. от райцентра

0,19

0,5

 

МИК*

7

Одаркино

Чуманкасы

10 – 12 км. от райцентра

0,45

0,4

 

МИК*

8

Юськасы

20 км. от райцентра

0,4

 

МИК*

9

Шатьмапоси 16 км. от райцентра

0,4

 

МИК*

10

Шешкарско-Ильинский инвестиционный узел

приволжская зона

 

 

Ильинка

Шешкары

 

 

 

 

 

 

пристань

пристань

Причалы для маломерных пассажирских и спортивных судов кемпинг

 

общегрузовой терминал

·       

АК*

 
автосервисный комплекс АЗС, СТО, автостоянка, предприятия торговли и общественного питания.

·       

МИК*

 
-многофункциональный инвестиционный комплекс. Автобусный павильон, пункт общественного порядка, автостоянка, телефон, предприятия торговли и общественного питания, наглядная информация, туалет и др.

Особое требование к автосервисному комплексу на а/д МоргаушиКозьмодемьянск, которая намечается к реконструкции по нормативам II технической категории с прогнозируемой интенсивностью до 4 тыс. ед. в сутки. В районе Б. Сундырь рекомендуется градостроительное оформление въездной зоны в Чувашскую Республику по индивидуальному проекту.