Вопросы исполнения поручений иностранных компетентных органов по истребованию документов о государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

1. Порядок оформления поручений об оказании правовой помощи по истребованию документов о регистрации актов гражданского состояния и компетенция органов стран – участниц Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.
Из запросов, поступающих в органы ЗАГС Российской Федерации, с территорий стран - участниц Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (далее–Конвенция 1993г.), не всегда представляется возможным определить компетенцию запрашивающего органа иностранного государства на получение сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также его наименование. К таким запросами относятся документы, которые направляются в нарушение порядка сношений, установленного Конвенцией 1993г., а также исполненные на языке запрашивающей стороны и не снабженные переводом.
В соответствии со ст.ст. 1, 5 и 14 Конвенции 1993г. компетентные учреждения юстиции сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы. Органы ЗАГС иностранных государств могут обращаться с запросами об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния непосредственно в органы ЗАГС Российской Федерации. Граждане каждой из договаривающихся сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения других договаривающихся сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела.
Запросы об оказании правовой помощи должны исходить от лиц, уполномоченных Конвенцией 1993г. обращаться в компетентные органы иностранного государства.
В отношениях друг с другом при выполнении Конвенции 1993г. учреждения юстиции пользуются государственными языками или русским языком. В случае исполнения документов на государственных языках к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык (ст. 17).
Для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные компетентными органами иностранных государств, органы ЗАГС Российской Федерации направляют дела по внесению изменений (исправлений) в запись акта. Материалы дел также включают квитанцию об оплате государственной пошлины. Однако поступающие от компетентных органов государств-членов СНГ материалы дел о внесении исправлений в записи актов гражданского состояния оформляются в соответствии с законодательством, действующем на территории запрашивающего государства и не всегда содержат квитанции об оплате государственной пошлины.
При исполнении такого рода поручений необходимо учитывать, что Конвенцией 1993г. предусмотрен принцип безвозмездного оказания международной правовой помощи. В Федеральном законе от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» не предусмотрено такое основание для отказа во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния как отсутствие квитанции об оплате государственной пошлины.
2.  Порядок исполнения поручений об оказании правовой помощи по истребованию документов о регистрации актов гражданского состояния.
В ряде случаев документы, составленные органами ЗАГС стран - участниц Конвенции 1993г., в связи с исполнением поручений органов ЗАГС Российской Федерации, направляются заявителю без перевода на русский язык.
В соответствии со ст. 14 Конвенции 1993 г. договаривающиеся стороны обязуются пересылать друг другу по просьбе без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния с уведомлением граждан о пересылке документов.
В случае поступления документов на государственном языке иностранного государства без перевода на русский язык заявителю необходимо разъяснить порядок перевода и легализации данных документов.
3. Порядок применения норм Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» при исполнении поручений компетентных органов стран СНГ об оказании правовой помощи в восстановлении записей актов гражданского состояния.
Из компетентных органов стран – участниц Конвенции 1993г. на исполнение в органы ЗАГС Российской Федерации поступают заключения органов ЗАГС названных стран о восстановлении актовых записей, тогда как согласно ст.74 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» восстановление записей актов гражданского состояния производится органом ЗАГС на основании решения суда, вступившего в законную силу.
В соответствии со ст. 8 Конвенции 1993г. при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.
В случае если поручение компетентного органа иностранного государства не содержит просьбу о применении законодательства запрашивающей стороны, необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации. При уведомлении запрашивающей стороны о невозможности исполнения поручения необходимо разъяснять требования соответствующих норм российского законодательства.
4. Порядок исполнения органами ЗАГС решений судов зарубежных государств о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, а также восстановления записей актов гражданского состояния.
В органы ЗАГС Российской Федерации поступают решения судов стран – участниц Конвенции 1993г., являющиеся основанием для проведения государственной регистрации актов гражданского состояния, внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, а также их восстановления. Указанные решения судов оформляются без соблюдения требований ст.ст. 8 и 53 Конвенции 1993г., то есть без прохождения процедуры признания и принудительного исполнения на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.52 Конвенции 1993г., вынесенные учреждениями юстиции каждой из договаривающихся сторон и вступившие в законную силу решения, не требующие по своему характеру исполнения, признаются на территориях других договаривающихся сторон без специального производства при условии если:
а) учреждения юстиции запрашиваемой договаривающейся стороны не вынесли ранее по этому делу решения, вступившего в законную силу;
б) дело согласно указанной Конвенции, а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству договаривающейся стороны, на территории которой решение должно быть признано, не относится к исключительной компетенции учреждений юстиции этой договаривающейся стороны.
В соответствии с законодательством Российской Федерации решения иностранных судов о внесении исправлений и изменений в запись актов гражданского состояния не требуют дополнительного признания. В случае, если документы составлены в соответствии с требованием российского законодательства, они должны рассматриваться компетентными органами ЗАГС России.
5. Порядок взимания государственной пошлины за проставление апостиля при исполнении заявлений граждан, поступивших из иностранных государств.
В силу п.1 ст.13 Конвенции 1993г., документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения, в том числе проставления апостиля.
Удостоверение подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ путем проставления апостиля регламентируется Конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, подписанной в Гааге 5 октября 1961г.
Размер и порядок взимания государственной пошлины установлен главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
За проставление апостиля уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей за каждый документ (пп. 41 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пп. 5 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении за проставлением апостиля плательщик (организация или физическое лицо) уплачивает государственную пошлину до проставления апостиля.
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены органы государственной власти, органы местного самоуправления.
При поступлении заявления без квитанции об оплате госпошлины заявителю необходимо сообщить реквизиты, необходимые для оплаты госпошлины за проставление апостиля. После получения квитанции об оплате государственной пошлины принимается решение о проставлении апостиля.

 

на главную|назад|вперед|обзор диска