Министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсеноко, открывая 19 ноября 2009 года в г. Чебоксары Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования,  отметил, что «Чувашия всегда занимала лидирующие позиции в стране в области образования. Недаром сегодня республика стала площадкой для обсуждения самых актуальных вопросов развития данной сферы в России». «…Чувашия задаёт тон в развитии системы образования, и регионы должны стремиться соответствовать ей». Делясь впечатлениями от увиденного во время двухдневного визита в республику, Андрей Фурсенко заметил:  «Не удивило ничего.  Потому что я уже ожидал хороших результатов. Порадовало многое... Очень хорошее впечатление произвело то, как решаются вопросы, связанные с развитием начального и среднего профессионального образования. Мне очень понравилась встреча в университете  - ответственным подходом к тому, что происходит в образовании,  и большим прогрессом научной работы. Чувашия была, остается и будет одним из лидеров образования России. Это не удивляет - это радует». Комментируя выступление Президента Чувашии на пленарном заседании Всероссийского совещания, Андрей Фурсенко   подчеркнул, что республика включилась в эксперимент по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» для того, «чтобы оценить ситуацию, связанные с ней риски и найти оптимальное решение. Это очень важная позиция. Если бы все регионы вели себя именно так, то я убежден, что все сложности и трудности мы бы преодолевали успешно». В числе первоочередных задач в сфере образования Министр назвал доработку и принятие нового положения об аттестации, чтобы у педагогов «появилась мощная дополнительная мотивация к самосовершенствованию»: «Аттестация – не самоцель, а  инструмент повышения качества образования. Такие подходы реализуются в регионах, в том числе и в Чувашии». Подводя итоги работы Всероссийского совещания,  глава Минобрнауки России отметил, что  в ходе двухдневной работы в республике «были высказаны очень важные вещи, которые я услышал, общаясь с преподавателями школ и вузов.  Эти предложения мы будем активно обсуждать в Министерстве».
     
 

Д.А. Медведев,

Президент Российской Федерации

 

Опыт всех участников этого проекта крайне важен для нашей страны. По сути, он будет заложен в подготовку новых стандартов, новых методик обучения, которые будут реализовываться в Российской Федерации. В этих проектах участвуют лучшие педагоги, лучшие ученые, лучшие руководители образовательных учреждений, участвует бизнес, участвует руководство субъектов Федерации. По сути, участвуют лучшие, наиболее подготовленные к проведению этого эксперимента регионы нашей страны. С 2007 года в пилотных проектах находится 21 регион (в том числе Чувашия), который этими вопросами занимается … По сути, они – пилотные экспериментальные площадки для того, чтобы обкатать основные подходы к образовательной модели будущего.

Чувашская Республика относится к числу  лидеров  в области образования…, ей есть что  продемонстрировать. Речь идет о том, чтобы позитивный опыт могли  использовать   и другие  регионы с поправкой на условия  работы в конкретных местах.

     
 

В.В. Путин,

Председатель Правительства Российской Федерации, экс-президент Российской Федерации

… Два слова хочу сказать о поездке в Чувашию … Много было у нас сомнений по поводу того, как пойдут национальные проекты. Первые шаги были непростые, были опасения, что, поскольку деньги ложатся на неподготовленную инфраструктуру и неподготовленные кадры, то будут просто утрачены государством и никакого эффекта не дадут. Я очень рад, что этого не случилось, а наоборот… Люди стали меняться в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет жизнь. Глаза горят. Горят глаза! Мне вчера одна преподавательница в Чувашии, которая занималась освоением компьютерной техники, сказала: «На пенсию пора. Неохота на пенсию уходить. Интересно. Стало интересно работать». И вот это самое главное. Самый главный результат – чтобы у людей росло желание работать, и работать эффективно на том месте, где они сегодня трудятся.

     
 

Белгородская область, Чувашия, конечно, лидеры по работе в области нацпроектов. Что самое важное, что очень важно – именно здесь, интегрируя нацпроекты с собственными региональными программами развития, уже приступили к системным отраслевым преобразованиям.

Продуманные подходы к организации работы сельских школ привели к тому, что и по уровню обучения, и по оснащению они уже не уступают городским. Там достаточно смело идут на создание образовательных центров, в основном, это себя оправдывает. Как вчера говорили преподаватели, учителя чувашских средних школ, – а я общался с ними в системе он-лайн, … родители хотят направлять детей в эти образовательные центры, где обеспечивается высокий уровень знаний. И откуда дети могут реально поступать в лучшие учебные заведения страны. В Чувашии не в десять – в сто раз увеличилось количество детей из сельских школ, поступающих в приличные вузы страны! Представляете!

 

     

 

Андрей Фурсенко,

Министр образования и науки Российской Федерации

Больше половины школ России – сельские. Обучение в них стоит до 40 тыс. руб. в год на ученика – намного больше, чем в городских школах. А какое они дают качество? Насколько успешны их выпускники? Порой они не могут составить конкуренцию горожанам. Хотя я и признаю, что нельзя по одним и тем же нормам оценивать городскую и сельскую школы. К организации последней надо подходить иначе. Есть регионы в финансовом отношении более или менее благополучные, а система образования там из рук вон плохая – к примеру, охват детсадах очень низкий. А некоторые небогатые регионы, например, Чувашия, за счет хорошей организации дела дадут фору регионам-донорам.

из выступления на заседании президиума по  реализации Комплексного   проекта  модернизации образования 

Группу регионов-лидеров, «которые  на сегодняшний день наиболее успешно и в полном объеме выполняют взятые обязательства (в рамках комплексных проектов)», возглавляет Чувашская Республика.

     
   

Исаак Калина,

заместитель министра образования и науки Российской Федерации

Чувашия одной из первых, может быть, вообще самой первой в стране, начала
комплексно решать вопросы модернизации образования. И успешно продолжает
этот процесс.

 

     

 

Владимир Фридлянов,

заместитель министра образования и науки Российской Федерации

 

Побывал во многих сельских школах, но такую (Тренькасинская школа Чебоксарского района) вижу впервые, - признался он корреспонденту «СЧ». – Потому что она без всякой показухи и здесь есть все, что надо ученику в большом селе. И спортзал, и отлично оснащенные кабинеты, в частности, кабинет информатики. И что удивительно, один компьютер приходится в этой школе на шесть учеников, тогда как по стране один компьютер делят 24 школьника

 

     
 

Н.В. Федоров,

Президент Чувашской Республики

В системе образования принципы нового организационного экономического механизма последовательно внедряются уже с 2001 года. Нормативное подушевое финансирование, экономическая самостоятельность образовательных учреждений как раз и соответствуют нашему общему правилу - финансировать по результату. Сейчас нужно сделать следующий шаг - перевести эти принципы и на оплату труда педагогов. В ближайшие 2-3 года она должна повыситься от полутора до двух раз. Лучшие учителя должны получать высокую зарплату, а от плохих учителей школа должна избавляться.

Исполнилось 10 лет нашему важнейшему, краеугольному в реформе общественной жизни проекту - президентской программе "Новая школа". Я надеюсь, что все, что мы сделали, даст свои плоды не в отдаленном будущем, а уже сегодня работает на наших детей! Но нужно помнить, что здоровьесберегающие технологии - это не только горячие обеды, спортзалы, бассейны и школьные автобусы, но и улыбка учителя, доброжелательная атмосфера, создаваемая всеми педагогами на всех уроках, по всем предметам! Предмет, который ведет учитель, - не цель, а инструмент для воспитания не специалиста, а личности, подготовки ребенка ко взрослой жизни. А цель любого учителя, в том числе предметника, - не подготовка великого, но несчастного математика или историка, а гармонично развитого и умеющего стать счастливым человека и гражданина. И в этом же контексте, как человек, всю жизнь занимающийся спортом, хочу обратиться с призывом ко всем учителям физкультуры: если учащийся ходит на ваши уроки и хоть как-то старается, других оценок, кроме "четверок" и "пятерок" по физкультуре не должно быть!

 

   

Напряженный труд всех уровней власти, педагогов, ученых, общества в целом позволил превратить образование в инвестиционно привлекательную сферу, в которую выгодно вкладывать средства и государству, и родителям.

Главный критерий качества работы системы образования заключается в том, чтобы  с каждым часом пребывания в школе ребёнок становился более образованным, более духовным, более нравственным и, самое главное – научился жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, то есть – был счастливым.

 

   

Опыт Чувашской Республики по расширению программно-целевых и проектных методов управления, укреплению материально-технической и технологической базы, реструктуризации сети учреждений образования всех уровней, внедрению новой системы оценки качества образования путём введения единого государственного экзамена и развитию государственно-общественной системы управления сегодня широко востребован в Российской Федерации.

В Чувашии отработано около десятка актуальных по стратегическому замыслу образовательных проектов и программ.  В ходе их реализации получила поддержку экономика районов и городов, повысилось качество жизни населения, а, значит - и учителя. 

К концу этого десятилетия инновационность должна стать не только стилем жизни менеджмента, но и каждого жителя, включая детей дошкольного возраста.

За прошедшее десятилетие объём бюджетного финансирования на образование вырос в республике более чем в 8 раз, при этом значительно увеличились капитальные расходы. 

Система образования стала не только потребителем выделяемых бюджетных средств, но и научилась привлекать частные и корпоративные инвестиции. За 10 лет в ходе реализации федеральных и международных инвестиционных проектов, развития дополнительных образовательных услуг нами сверх государственного бюджета привлечён почти миллиард рублей.

Мы создали эффективную образовательную сеть, в которой  «точками развития» для Чувашии стали 138 базовых школ (из них 51 – ресурсный центр). Концентрация в них финансовых, материальных, кадровых ресурсов привела к существенному  повышению качества образования, что подтверждает высокую эффективность освоения вложенных в них средств. Так, среди сельских школ-грантополучателей в рамках национального проекта «Образование» 82 процента  составляют именно ресурсные центры.

Сегодня самое время заняться главным в образовании, без чего все действия по созданию современного качества образования не дадут всходов - воспитанием, подготовкой человека к практической жизни.

     
 

Михаил Дмитриев,

Президент фонда «Центра стратегических разработок»

Проводить в Чувашии пилотные проекты по развитию образования не только можно, но и приятно. Республика готова к этому, здесь многое уже сделано из того, чего во многих других регионах нет. Важно, что в Чувашии нет барьера недоверия между властями и гражданами. А он, к сожалению, существует во многих местах нашей страны…Отрадно и то, что в республике и ученики и учителя не боятся компьютеров, это является серьезной базой для реализации новых проектов в сфере образования.

 

     
   

Давид Константиновский,

доктор социологических наук Института социологии образования, науки и культуры РАН

По сравнению с другими регионами в Чувашии шансов выучиться в хорошей школе у ребят побольше. Доступнее стали они для сельской детворы – выручили школьные автобусы. Да и в городах социальное расслоение школяров не столь велико: в чебоксарских лицеях в одном классе учатся дети высокопоставленных чиновников и обычных работяг. Состоятельность и положение родителей играет отнюдь не первую роль; и способному ребенку из простой семьи дорога в гимназию не заказана … Все познается в сравнении. В Москве, к примеру, доступность хороших школьных знаний часто определяется не талантом детей, а размером родительских доходов.

 

     
              

Елена Соболева,

исполнительный директор Национального фонда развития образования

Чувашия - единственный регион, где реформа развития образования проведена комплексно и определены шаги на будущее. В республике созданы все организационно-экономические условия для дальнейшего повышения качества образования.

     
   

Александр Лейбович,

д. п. н., профессор, заместитель директора Федерального института образования

Регион (Чувашия) является, безусловно, одним из лидеров в проекте общероссийской системы оценки качества образования, обладает серьёзными наработками, в том числе, потенциалом для переноса опыта в другие регионы и смежные области деятельности. Спектр проведенных работ … - задаёт стартовые условия для большей прозрачности образования республики для всех его участников, включая учащихся и их родителей.

     
   

газета «Поколение» (г. Орел)

В большинстве своем мы неравнодушны к вкусному. Я - не исключение. Поэтому, наверное, и поразил меня больше всего в школе № 59 (Московского района Чебоксар) "шведский стол". Представьте себе, приходит ученик в столовую, и сам накладывает себе в тарелку картошку, гречку или рис. Сколько хочет. На второе всегда есть выбор из трех блюд: рыба, мясо или колбаса. Три различных овощных салата — любимая еда для вечно боящихся поправиться девчонок и самое любезное моему желудку — десерт. Тоже нескольких видов. И все это — сколько влезет! За одиннадцать рублей! Сон? Нет, явь.

     
   

газета «Ижевск-экспресс» (г. Ижевск)

… система образования в республике в авангарде. Многое из намеченного по стране здесь уже имеет место быть. Потому что в республике осознали: реформа в системе образования - это не просто предмет особой заботы в социальной сфере, образование - это стратегический ресурс, это важнейший инвестиционный процесс. В Чувашии понимают, что расходы на образование - это вложения в будущее...

     
   

 газета «Народная газета» (г. Ульяновск)

Чувашия не случайно выбрана местом проведения семинара. И не только потому, что она находится в эксперименте по модернизации образования: министр образования РФ Владимир Филиппов оценил Чувашию как сильный Инновационный регион, и она является одним из лидеров в модернизации образования. Ну и на самом деле Чувашии есть чем гордиться.

     
   

газета «Тамбовская жизнь» (г. Тамбов)

Сегодня один из лидеров в деле модернизации образования — Республика Чувашия. Недаром министр образования России В. Филиппов оценил ее как сильный инновационный субъект.

Сегодня успехи системы образования в Чувашии называют «формулой успеха чувашского сценария».

     
   

 газета «Тамбовская жизнь» (г. Тамбов)

Посещая рядовую школу в поселке Лапсары, мы только удивленно качали головами: помимо углубленных физкультурных программ в учебное время ребятишки поселка до глубокой ночи могут заниматься спортом и в бассейне, и в школе, и на стадионе. И родители спокойны — все дети при деле. Но развитие и воспитание молодежи идет не только в направлении спорта. Чувашия смело вступила в эксперимент по единому экзамену. А это требует компьютеризации всех школ ЧР, на что и нацелена президентская программа. Ибо Федоров убежден, что сегодня как никогда требуются высокообразованные кадры. И многие школы работают по «Программе успеха». Обычная чебоксарская школа в рабочем микрорайоне тракторного завода, которую мы посетили, благодаря этой программе дает победителей от районных до всероссийских олимпиад.

Есть в школе лауреаты и путинских, и федоровских стипендий. Так что школа весьма успешно конкурирует даже с инновационными лицеями. Недаром ее называют «питомником вундеркиндов».

Но сегодня основной проблемой на пути повышения качества среднего образования остается малочисленная сельская школа. Задача укрупнения сети школ была поставлена в целевой программе «Сельская школа Чувашии», по которой они превращаются в образовательно-культурно-спортивные комплексы. В селах усиленно строятся дороги с твердым покрытием, по которым ныне колесят желтые школьные автобусы, связывая окрестные села с учебным комплексом