Станция Шихраны

До постройки железной дороги район станции Шихраны был богат дубовыми лесами. Ценная древесина хотя и находила сбыт, но вывоз ее был затруднен. Дуб вывозили гужом на Волгу и далее отправляли по воде. Из-за отсутствия удобных путей сообщения другие породы леса и сельскохозяйственные продукты почти не находили выхода на широкий рынок.

После завершения строительства железной дороги и открытия станции Шихраны появился удобный выход на рынок лесных и сельскохозяйственных товаров. Это вызвало усиленную эксплуатацию лесов, увеличение товарного производства сельскохозяйственных продуктов и положило начало развитию кустарного производства.

Менялся облик и самой станции. Если в 1891 г. в поселке Шихраны были 4 мельницы, 1 кузница, в которых работало 5 человек (мельницы за год перерабатывали 7200 пудов зерна), то в 1897 г. (по журналу генеральной проверки торгово-промышленных предприятий Цивильского уезда) при станции Шихраны имелись буфет, лавка съестных припасов в здании вокзала мещанки Свешниковой (новый деревянный вокзал был построен в 1896 г.), постоялый двор унтер-офицера Филиппова, лавка крестьянки дер. Большие Бикшихи Арефьевой.

В 1898 г. на станции стали вести закуп зерна через скупочные пункты предприниматели Н.Я. Абалымов, Л.С. Рыжов, А.С. Мочалов, Д. Филиппов, К.Н. Арефьев, Ф. Терентьев и др., всего 9 человек. На станции появились лесные и яичные склады, хлебные амбары. Местные и приезжие купцы скупали по дешевке у чувашских крестьян хлеб, яйца, птицу, строительный лес, дубовую клепку, дрова и всю другую продукцию, которая давала им прибыль. Появились на станции склады и иностранных купцов. Так, в 1899 г. француз Шевалье построил склад для дубовой клепки, а через год открывается предприятие турка Триандафильди по закупке зерна.

В 1900 г. при станции Шихраны уже 22 купца имели складские помещения по закупке зерна, яиц, клепки. 7 предпринимателей держали лавки, трактир, буфет и 2 мельницы. Приобретает патент на склад дубовых клепок московский купец Д.И. Ксенофонтов.

Вокруг станции стали возводиться дома местных купцов и лесопромышленников. С каждым годом росло число желающих обосноваться при станции. И 23 июня 1901 г. сельский сход Шихранского общества Сиделевской волости Цивильского уезда Казанской губернии принял решение об образовании нового поселка при станции Шихраны и обратился в Цивильскую земскую управу с просьбой: "Ходотайствовать через Цивильскую земскую управу о разрешении нам образовать новый поселок близ станции Шихраны по обе стороны линии, на что и составлять план, причем ширина дворовых участков должны быть не менее 12 саженей (1 сажень - 2,13 м, примечание от составителей) и длина тридцати саженей, через каждые шесть дворов переулок…" (ф. 14, оп. 1, д. 1201, л. 91).

В деревне Шихраны в то время насчитывалось 422 души и 212 домохозяев, имеющих право голоса. За данное решение проголосовало 149 человек. В административном отношении Шихраны входили в состав Сиделевской волости Цивильского уезда Казанской губернии.

В 1903 г. в Шихранах начала работать телефонная станция. Правда, ее отдаленность от железнодорожной станции вызывала немало нареканий со стороны торговцев. 14 июня 1908 г. Цивильская уездная управа обратилась в Казанскую губернскую земскую управу с просьбой о переводе телефонной станции с окраины поселка Шихраны ближе к железнодорожному вокзалу: "Уездной земской управе сделано заявление со стороны торговцев при ст. Шихраны о том, что нанятое под земскую телефонную станцию помещение в доме Мамушкина представляет большие неудобства вследствие того, что она находится на самой окраине селения, а не вблизи железнодорожного вокзала, служащего обыкновенно местом собрания и частых сделок местных и приезжих торговцев… Воспользоваться телефоном… не всегда представляется возможным и удобным и в хорошую погоду, а тем более в осеннюю и весеннюю распутицу, а также зимою при снежных заносах… Вследствие … пользование телефоном будет доведено до минимума и вместо телефона будут пользоваться телеграфом, так как почтово-телеграфную контору по тем же самым соображениям предполагается перевести ближе к вокзалу, чем она находится теперь. Таким образом, телефонная станция, поставленная в невыгодные условия, не будет в состоянии конкурировать с телеграфом.

Кроме того при нахождении телефонной станции вблизи вокзала будет представляться полная возможность пользоваться телефоном для проезжающих поездом, так как поезд останавливается в Шихранах на 12 минут, этого времени будет вполне достаточно не только на посылку телеграмм, но и для переговоров" (там же, д. 1515, л.л. 4-5). С учетом этого пожелания вскоре телефонная станция, как и телеграф, была открыта вблизи вокзала.

В 1910 г. на станции Шихраны открылся фельдшерский пункт с одним фельдшером. В эти же годы вступил в строй тракт Цивильск-Шихазаны-Шихраны, который еще более усилил роль станции Шихраны в развитии торговли в Цивильском уезде. И об этом красноречиво говорят документы тех лет.

Январь 1911 г. Из сообщения Цивильского уездного исправника Казанскому губернскому правлению по поводу законопроекта о реформе полиции: "Через Цивильский уезд, разрывая его на две почти равные половины, проходит на протяжении 70 верст линия Московско-Казанской железной дороги с двумя станциями - Урмары и Шихраны. Пассажирское движение довольно значительное, так как через эти станции и в особенности Шихраны едут на Казань и в Москву жители Цивильского, Ядринского, Козьмодемьянского и частью Тетюшского, Чебоксарского и Свияжского уездов Казанской губернии. Движение значительно только по закрытии навигации на Волге. Что же касается товарного движения на этих станциях, то через них отправляется на Казань и главным образом на Москву торговцами хлеб, яйца, лесные изделия, битая птица и другие товары: со станции Шихраны до 2870 вагонов в год, стоимость отправляемого товара до 2.366.500 рублей и со станции Урмары до 1030 вагонов в год со стоимостью отправляемого товара до 1.558.000 рублей" (ф. 122, оп. 4, д.263, л. 14).

23 января 1911 г. Из сообщения податного инспектора Цивильского уезда Казанской губернии Цивильскому уездному исправнику: "Торговый оборот за 1909 год по всем предприятиям (торговым и промышленным) был около четырех миллионов рублей. Большая половина этого оборота приходится на долю предприятий по скупке хлеба в зерне, куриных яиц, лесных материалов и домашней птицы. Предприятия эти сосредоточены на ст. Шихраны Московско-Казанской ж.д., пункт этот является единственным торговым центром в уезде" (там же, л. 5).

А вот отчет Цивильского уездного исправника за 1913 год: "Торговля в Цивильске понижается ежегодно. Раньше он был довольно значительным центром по скупке хлеба, и в город привозился для продажи хлеб не только жителям Цивильского уезда, но и соседних уездов: Чебоксарского, Ядринского и Козьмодемьянского.
В1893 году была выстроена Московско-Казанская ж.д., пересекшая центральную часть уезда и оставившая город Цивильск в стороне на 37 верст. Торговля в городе Цивильске тотчас же стала падать и начала сосредотачиваться в поселке, образовавшемся при железнодорожной станции Шихраны.

С годами этот поселок разрастался и в настоящее время представляет из себя крупный торговый пункт, в котором живут до сорока представителей более или менее крупных фирм, покупающих у жителей Цивильского, Свияжского, Ядринского, отчасти Чебоксарского уездов хлеб, дубовую клепку, доски, брусья, яйца, птицу".

С ростом товарооборота в Шихранах развивалось кустарное производство, строились мелкие предприятия, рос и сам поселок. В его жизни произошло немало важных событий.

8 декабря 1901 г., например, состоялось освящение построенного деревянного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая. До постройки этой церкви ближайший к станции храм находился в 8 км - в селе Шихазаны, в приход которого входила и станция. Жители Шихран сначала устроили молельню у себя на станции. Из Цивильского женского монастыря была принесена Тихвинская икона Божией Матери. Честный образ был поставлен в здании вокзала, и при нем несли послушание инокини Цивильского монастыря. В этот период в поселке была открыта школа грамоты, переименованная с построением храма в церковно-приходскую. Так продолжалось три года. Местные жители решили выстроить свой храм. Желание было единодушным, однако своих средств не хватало. На помощь пришли крестьяне двух соседних деревень: Малых Бикших и Атищево - Шихраны (ныне Сугайкасы), которые тоже входили в Шихазанский приход. Весомый вклад внес и петербургский купец И.И. Кудрявцев. Вместе с пожертвованиями жителей станции и крестьян составился капитал, достаточный для постройки храма. Был образован строительный комитет, председателем которого избрали священника Шихазанской церкви отца Гавриила Сироткина. Общее руководство делом возложили на благочинного протоиерея Александра Василевского.

Место для храма было отведено в полукилометре от станции. 27 июня 1901 г. был заложен первый камень под фундамент церкви. Благодаря стараниям членов комитета и прихожан храм построили к 20 ноябрю, а 25 ноября (8 декабря по н.ст.) состоялось его освящение. Из здания вокзала была торжественно перенесена Тихвинская икона Божией Матери.

Храму Святителя Николая зодчий придал стройный вид, благодаря чему при незначительной высоте он выглядел величественно. Построенный на возвышенном месте, он с пятью главами и колокольней был виден более чем за 15 км.

В 1901 г. при церкви открылась церковно-приходская школа.

Другим не менее важным событием в истории Шихран стало открытие в октябре 1911 г. земской начальной школы. Из отчета заведующей Шихранской земской школы М.Ф. Плотниковой в Цивильскую уездную земскую управу от 13 октября 1912 г. : “В двух отделениях Шихранской земской школы на 15 сентября 1912 г. обучалось 90 учащихся (в первом отделении 67, во-втором - 13), в т.ч. 63 мальчика и 27 девочек. Из них по национальности: чуваш - 50, русских - 40, по социальному положению: дети крестьян - 84, мещан - 6” (ф. 14, оп. 1, д. 1652, л.л. 6, 7).

Школа размещалась в наемном помещении. При ней земли не было.

В 1912 г. (в здании, которое находилось рядом с кинотеатром "Мир") начались занятия в высшем начальном училище.

В июле 1913 г. на станцию Шихраны прибыли управляющий Казанским учебным округом Д.П. Погодин и инспектор народных училищ Н.С. Краско по делу об открытии семинарии. 24 июля они присутствовали на общем собрании крестьян деревни Большие Бикшихи Шихазанской волости Цивильского уезда. Председатель уездной земской управы А.И. Абалымов объяснил крестьянам, что "в ознаменование трехсотлетия царствования дома Романовых в Казанской губернии предложено открыть одну учительскую семинарию …"

Крестьяне, выслушав это и приняв во внимание, что большая часть земли при станции Шихраны Московско-Казанской железной дороги принадлежала им, пришли к выводу, что "поселок при станции Шихраны является наиболее подходящим местом для открытия учительской семинарии", согласились выделить одну десятину земли для семинарии (там же, д. 1726, л. 12).

В этот день такой же приговор был принят на сельском сходе Атищево - Шихранского общества. Вопрос об открытии учительской семинарии был обсужден 6 ноября 1913 г. на Цивильском земском собрании. По докладу управы Цивильское земское собрание в своем постановлении записало: "Признать весьма желательным открытие семинарии" и приняло на себя обязательство обеспечить семинарию зданием "впредь до постройки собственного здания", внося в смету по 600 рублей с 1914 года на "наем квартиры".

Помещение для семинарии подыскали еще летом 1913 г. Это был дом купца Н.Я. Абалымова. Здание было деревянное, двухэтажное, с мезонином. Предполагалась также постройка собственного здания для семинарии.

"Материал почти запасен. Некоторые затруднения испытываются, т.к. весьма много рабочих рук оттянула постройка пути и разного рода сооружений на ж.д. пути линии Арзамас - Шихраны… По приезде в Казань сочту своим долгом явиться к Вам и представить план здания", - писал председатель Цивильской земской управы А.И. Абалымов Д.П. Погодину.

13 февраля 1914 г. попечителю Казанского учебного округа был прислан приказ об открытии Шихранской учительской семинарии с 1 июля 1914 г. Но в июле открыть ее не удалось, еще не был сформирован штат работников семинарии.

15 сентября 1914 г. директором семинарии был назначен М.Ф. Кузнецов (1868-1941 г.г.), работавший до этого инспектором народных училищ Царицынского уезда, имевший большой стаж педагогической и руководящей работы. Он - уроженец Симбирска, учился в Симбирской классической гимназии вместе с В. Ульяновым. Мальчики сидели за одной партой, дружили, ходили друг к другу в гости.

Приемные экзамены были назначены на 12 ноября. Желающих поступить было 103 человека, экзаменовалось 58. Выдержали испытания и были приняты в семинарию 29 юношей, девушек в то время не принимали (первые четыре девушки были приняты только в ноябре 1918 г.). Из 29 поступивших - 25 окончили 2 - классные и 4 - высшие начальные школы. Все они были выходцами из чувашских крестьянских семей Цивильского, Ядринского и Чебоксарского уездов.

Для работы в семинарии были приглашены лучшие преподаватели. Среди них - наставник русского языка И.С. Никурашин, приглашенный из Симбирской чувашской учительской школы. Математику вел В.С. Ивашкевич, физику и естествознание - Л.И. Ильинский, пение - выпускник Порецкой учительской семинарии Д.М. Мясников. Специальным предметом был закон божий.

Занятия в семинарии начались 22 ноября 1914 г. А через год семинаристы справили новоселье, переехав в собственное здание.

В эти годы произошли изменения и на самой станции. В 1913 г. Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги приступило к строительству железнодорожной линии Арзамас-Шихраны, которая по территории Чувашии протянулась более чем на 90 км. На строительные работы нанималось много местных жителей из близлежащих селений. Поставлял шпалы Алатырский лесопильный завод А.С. Кривцова, по госзаказу поставлял шпалы и Милютинский завод "Волго-Каспийского лесопромышленного и торгового акционерного общества". По заявлению владельцев завода поставка шпал была для них убыточной. Каждая шпала обходилась заводу в 75 копеек, казна же платила только 45 копеек. И, чтобы не быть себе в убыток, на стройку поставлялись шпалы из менее твердой древесины.

Строительство новой железнодорожной линии шло крайне медленно, ибо все строительные работы велись вручную, а тут еще революционные коллизии в стране. Поэтому эта линия в постоянную эксплуатацию была сдана только в начале 1919 года.
И все же строительство новой линии способствовало превращению Шихраны в узловую станцию. Здесь дополнительно были уложены два приемо-отправочных и несколько тупиковых путей. Было построено небольшое паровозное депо на четыре места, и при нем дом отдыха паровозных и кондукторских бригад. Однако станция оставалась технически крайне плохо развитой, мало чем отличаясь от полустанков. Акционерное общество к постройке намеченной новой станции Шихраны-II так и не приступило, хотя для этого был выделен земельный участок и даны необходимые разрешения, какие требовались от властей.

Акционерное общество не построило ни одного капитального здания для нужд железнодорожников, даже не пожелало построить новый вокзал. Между тем, на станции особенно остро ощущался недостаток жилья. Большинство железнодорожников проживало в частных неблагоустроенных квартирах, не отвечающих никаким санитарным нормам. Из-за дороговизны платы за частную квартиру железнодорожники проживали очень скученно, иногда по две-три семьи вместе.

Остро стоял вопрос и по медицинскому обслуживанию населения, которое вынуждено было обращаться в Шихазанскую земскую больницу, лишь в 1910 г. при станции Шихраны для железнодорожников был открыт фельдшерский пункт с одним фельдшером.