XII Международный оперный фестиваль, посвященный народному артисту СССР Максиму Дормидонтовичу Михайлову проводится с27 ноября по 1 декабря

Каждый год сцена превращаеться в своеобразный театральный подиум, на который поднимаются самые настоящие "звезды" оперного искусства и радуют своими блестящими выступлениями - Фьоренца Коссотто, Ирина Архипова, Зураб Соткилава, Владислав Пьявко, Александр Ведерников, Максим Михайлов, Ирина Богачева, Борис Штоколов, Даниил Штода, Мария Биешу, Андрей Антонов.

За предыдущие годы здесь побывали солисты из Ла Скала и Большого, Мариинского театра и театра им. М.Мусоргского, «Новой оперы» и «Санкт-Петербург-оперы», исполнители из Екатеринбурга, Новосибирска, Саратова, Воронежа, Н.Новгорода, Самары, Харькова. Чебоксарским зрителям представилась возможность услышать солистов и дирижеров из Италии, США, Франции, Турции, Австрии.

Репертуарная афиша музыкальных празднеств всегда отличалась разнообразием -спектакли западноевропейской и русской классики, концерты, симфонические программы, выставки, презентации.

Программа Двенадцатого фестиваля уникальна по своей масштабности. Фестиваль откроет премьера - опера В.-А.Моцарта "Свадьба Фигаро" в постановке Чувашского театра оперы и балета. Впервые гениальное произведение австрийского гения будет представлено на сцене этого театра - факт, безусловно, говорящий о исполнительском и творческом росте оперной труппы.

Первое мая человечество могло бы отмечать как день рождения "Свадьбы Фигаро" (либретто Лоренцо да Понте по комедии Бомарше). В этот день в 1786 году состоялась премьера оперы под управлением автора на сцене Национального театра в Вене. С тех пор моцартовский шедевр на протяжении двух столетий украшает сцены всего мира. Секрет его обаяния в том, что впервые на оперной сцене предстали герои, не разделенные ни сословными отличиями, ни привычными амплуа. Слуги и господа - прежде всего люди: лукавые и простодушные, мечтающие о любви и терзаемые ревностью, радующиеся и печалящиеся. Персонажи - испанцы, поющие по-итальянски, но, в сущности, ведь это венцы, современники композитора и потому живые человеческие характеры. Моцарт стирает грани между немецким зингшпилем и итальянской оперой (в внутри последней - между ее жанровыми разновидностями buffa и seria ), между комедией и драмой, между аристократической гостиной и улицей.

В России "Фигаро" в исполнении немецких и итальянских трупп звучит с 1815 года. По-русски герои Моцарта впервые пели (Либретто в переводе П.Чайковского) в спектакле учащихся Московской консерватории 5 мая 1876 года. А на императорскую сцену опера была допущена цензурой с более чем столетним опозданием - 25 сентября 1901 года состоялось ее первое представление в Мариинском театре (дирижер Э.Крушевский, режиссер О.Палечек, художник Г.Пономарев).

В Чувашском театре оперы и балета "Свадьба Фигаро" ставится впервые и ориентирована она прежде всего на творческую талантливую молодежь.

28 ноября истинных ценителей исполнительского искусства ждет незабываемая встреча с"русской оперной дивой" Любовью Казарновской, которая подарит зрителям сольный концерт - что само по себе событие для фестиваля почти фантастическое. Ее называют русским чудом и образцом оперной звезды сегодняшнего дня. Она дружна с самыми великими музыкантами планеты. Пела на сам'ых прославленных мировых сценах. Своим последним открытием назвал ее маэстро Герберт фон Караян.

Ее женственная красота, талант и ум - симбиоз качеств, не часто встречающийся у оперных певиц. Любови Юрьевне повезло во всем. Папа-генерал и мама-филолог дали ей счастливое детство и наградили не только яркими способностями, но упорством, и огромным трудолюбием. Родилась в Москве, детство провела с родителями в Германии. Окончила Гнесинское училище, консерваторию, стала примадонной в театре Станиславского, где за короткий промежуток времени спела весь репертуар. Потом перебралась в Ленинград. В Мариинском театре также перепела все. Там ее "нашел" австрийский импресарио Роберт Росцик. Он увез талантливую россиянку для прослушивания в Вену, после чего Любовь получила контракты с лучшими оперными театрами Европы и Америки.

В 1989 году состоялся международный дебют молодой певицы - по приглашению Герберта фон Караяна она приняла участие в Зальцбургском летнем фестивале, исполнив "Реквием" Верди с оркестром под управлением Рикардо Мути. Это нашумевшее представление положило начало ее головокружительной карьере. В 1996 певица с успехом дебютировала на сцене театра Ла Скала в опере Прокофьева "Игрок", а в феврале 1997 с триумфом пела партию Саломеи в римском театре Canta Cecilia . Теперь в репертуаре Казарновской более сорока оперных партий. С ней работают ведущие мировые дирижеры и режиссеры. Любимые партнеры Казарновской - Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Лучано Паваротти, Франко Бонисолли. Ее называют лучшей Саломеей и Татьяной Лариной, лучшей исполнительницей опер Верди. Одна из самых любимых оперных героинь певицы - Манон Леско, обольстительная, легкомысленная, "роковая" женщина, владеющая секретом непостижимого женского очарования.

Роберт Росцик предложил ей руку и сердце. Бракосочетание в Вене, австрийское гражданство. И одно из главных событий жизни, помимо грандиозной карьеры, - рождение сына. Несколько лет звездная семья жила в Нью-Йорке, два года назад перебралась в Москву.

Любовь Казарновская ведет активную концертную и культурно-просветительскую деятельность в России, она проводит мастер-классы вокального мастерства, приглашает маститых звезд мировой оперы для передачи опыта молодым исполнителям. Она представляет академический жанр в "Рождественских встречах" Аллы Пугачевой, переняв эту традицию с Запада, где Доминго и Каррерас с удовольствием поют в концертах Дайаны Росс и Элгона Джона. Сейчас Казарновская готовит видеофильм "Интимный портрет куртизанки", где арии Травиаты, Манон, Мюзетты и Кармен будут представлены в клиповой "обертке". Не зря мировая пресса нарекла ее "самым эротичным, самым горячим сопрано мира". Режиссер Сергей Соловьев, услышав ее Леонору в "Силе судьбы", смог разрешить ключевую проблему своего нового фильма "Иван Тургенев. Метафизика любви". Он нашел для него главного героя -голос. Уже записан cound tree к фильму.

Солисты известнейшего гранд-театра в Испании - Барселонской оперы "Лисео" -Мариса Рока, Роза Матэу, Хосе Фадо выступят в опере Ж.Бизе "Кармен" 29 ноября. Гран Театре дель Лисео многие десятилетия был центром оперной культуры не только Барселоны, но и всей Испании. Строительство театра началось 11 апреля 1845 года, 4 апреля 1847 года состоялось первое представление на его сцене. Необыкновенной красоты театр был выстроен в стиле барокко, от его интерьеров создавалось ощущение некой симфонии шелковой, узорчатой ткани и золота. Но, конечно же, главным богатством театра были великие артисты, блиставшие на его подмостках. Среди них и Федор Иванович Шаляпин, и Максим Дормидонтович Михайлов, неоднократно выступавшие на сцене Лисео. Здесь начинали свою карьеру Монтсеррат Кабалье и Хосе Каррерас. 31 января 1994 года внезапно вспыхнувший пожар практически полностью уничтожил внутренние помещения театра. К счастью, огонь не повредил внешней отделки здания, отличающегося изящной архитектурой. В восстановлении Лисео принимала участие едва ли не вся страна. Многие прославленные артисты, а в их числе Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, покойный Альфредо Краус, давали специальные концерты, поступления от которых шли в специально созданный фонд. Опера "Турандот" Пуччини, которой возрожденный театр открыл свой сезон, была заявлена и в то злополучное 31 января 1994 года, когда спектакль не состоялся.

Спектакль "Травиата" московского театра "Геликон-опера" в постановке самого оригинального режиссера современности Дмитрия Бергмана имеет все шансы стать одним из самых запоминающихся событий фестиваля (30 ноября). Уникальный театр, способный превратить "скучный" оперный жанр в увлекательнейшее театральное действо, забыть об оперных клише, неподвижных солистах и инертном хоре. Театр, который навсегда перевернет зрительское представление об оперном искусстве и "влюбит" в себя. "Геликон" продемонстрирует свои лучшие исполнительские силы, «звездный» состав. Участие столь популярного и знаменитого театра (в полном составе) в программе Михайловского фестиваля -настоящая сенсация.

В мир театральной элиты «Геликон» открыл дверь ногой и с тех пор чувствует себя там непринужденно и свободно. Нахальство и юношеский напор ему простили быстро, как прощают талантам. Театр начал удивлять сразу. Спектакли «Геликона» носили ярко выраженный эксклюзивный характер. Во многом это касалось репертуара, который был ориентирован на оперный модерн (многие произведения, вообще прозвучали в России впервые). Но главная причина уникальности театра заключалась в смелости и абсолютной режиссерской раскованности художественного руководителя «Геликона» - Дмитрия Бергмана. Свободный от оперно-постановочных клише Бергман реализовывал на сцене свои фантазии. Перешагнув через «традицию» (в самом худшем ее понимании) и оттолкнувшись от предшествующего столичного опыта (в частности, от Б.Покровского) Бергман приземлился на российской театральной целине под названием «современная оперная режиссура» и энергично начал ее вспахивать.

Очень скоро геликоновская почва, удобренная молодыми силами, индивидуальностями и работягами начала давать плоды. О театре заговорили.