|
![]() |
Джузеппе Верди (1813-1901) |
Верди Джузеппе Фортунино Франческо родился в 1813 году в Ронколе (провинция Парма) в семье крестьянина-трактирщика. Учился у деревенского церковного органиста Байстрокки, а в 12 лет стал деревенским органистом. После окончании школы поступил в контору Антонио Барецци. Работал у него, дирижировал городским оркестром. В 1831 году получил стипендию и отправился в Милан. Однако миланские профессора отклонили его заявление о приёме в консерваторию. Они сочли крестьянского парня недостаточно талантливым и не пожелали заполнять фешенебельную консерваторию пришельцами из деревни. Юноше пришлось, тяжело борясь за кусок хлеба, самому усвоить принципы композиции, оркестровки, вокальной музыки. Под руководством дирижёра театра "Ла Скала" В. Лавинья он начал писать музыку. В 1833 г. становится дирижёром городского духового оркестра, а в 1836 г. возглавляет филармоническое общество в Буссето. Концерты с участием Верди были очень популярны. Первая опера композитора "Оберто, граф Бонифачо" (1839) прошла с успехом, а написанная в следующем году опера "Король на час, или Мнимый Станислав" успеха не имела. Эпоха, в которую жил музыкант, была временем национально-освободительного движения итальянского народа против Австрии за объединение раздробленной Италии. Творчество Верди органично связано с этим временем. В 40-е годы появились оперы "Навуходоносор" ("Набукко", 1841), затем "Ломбардцы в первом крестовом походе"(1843, 2-я редакция под названием "Иерусалим"), "Атилла" (1846). Их историко-героические сюжеты воспринимались публикой как своевременные, а хоровые эпизоды из этих опер звучали на улицах как героические революционные песни. Опера "Битва при Леньяно" была поставлена в римском театре "Арджентика" в 1849 году, в самый разгар революции, за несколько дней до провозглашения республики. Однако с наступлением реакции эта опера была запрещена. Потребовалось изменить название и фабулу, чтобы она удержалась на театральных сценах. С постановкой "Риголетто" в 1851 году Верди приобрёл репутацию европейского композитора, достойного преемника Доницетти. Впервые героями его произведений становятся люди униженные, отвергнутые обществом и возвышающиеся над ним благородством души, нравственной силой и красотой. "Травиата" (1853) и "Трубадур" (1853), созданные в период творческой зрелости композитора, прошли с громадным успехом на всех сценах Италии и Франции. "Сицилийская вечерня" (1855) и "Симон Бокканегра" (1857, Венеция; 2-я ред. 1881, Милан) особого успеха автору не принесли. В 1858 Верди была создана опера "Бал-маскарад", остававшаяся на протяжении длительного времени одной из самых популярных опер в Италии. Тем не менее итальянская музыкальная общественность и критика, с энтузиазмом воспринявшие новации Вагнера в области оперного искусства, становились всё холоднее и холоднее к Верди. Несмотря на продолжающийся успех у рядовой публики его опер, Верди начиная с 1860 года, в течение почти 30 лет, не создал ни одной оперы для итальянских театров. Несколько произведений им были написаны по заказу зарубежных театров. Так, по заказу Мариинского театра композитором была написана опера "Сила судьбы" (1862, 2-я ред. 1869, Милан). В связи с постановкой оперы дважды посещал Россию - в 1861 и в 1862 годах. Опера не имела большого успеха, хотя музыка Верди была в России чрезвычайно популярна. После парижской постановки оперы "Дон Карлос" (1867, 2-я ред. 1884, Милан) Верди на некоторое время прервал творческую деятельность. В 1870 году композитор получил от египетского правительства заказ на оперу "Аида" в ознаменование открытия Суэцкого канала. Успех нового произведения превзошёл успех всех предыдущих опер. В том же году Верди поселился в местечке Сант-Агата, занялся хозяйством. Долгое время он вообще не подходил к инструменту, отказываясь встречаться с издателями и либреттистами. Со дня окончания "Аиды" до сенсационного слуха, что Верди вновь взялся за перо, прошло 16 лет. Арриго Бойто привёз ему в деревню своё либретто оперы "Отелло". Премьера оперы состоялась в 1887 году и носила характер музыкального события европейского масштаба. Действие на сцене постоянно прерывалось овациями. Корреспонденты крупнейших газет мира в течение спектакля регулярно передавали сообщения о его ходе. До сих пор "Отелло" является непревзойдённой интерпретацией шекспировского сюжета в оперном жанре. образцом музыкально-психологической драмы. Последней оперой, созданной композитором, был "Фальстаф" по комедии Шекспира (1892). Другие оперы Верди (всего композитор написал 26 опер): "Эрнани" (1844, Венеция), "Макбет" (1847, Флоренция; 2-я ред. 1865, Париж), "Разбойники" (1847, Лондон), "Корсар" (1848, Триест), "Луиза Миллер" (1849, Неаполь). Верди работал и в других жанрах, но опера составляла основу его искусства. Композитора называли "маэстро итальянской революции". Он исходил из национальных традиций: музыка его опер основывается на выразительности вокальных мелодий, на искусстве пения. Разрабатывая либретто, Верди стремился к тому, чтобы на сцене представали реальные характеры, достоверные жизненные конфликты. Одновременно он обновлял музыкальный язык опер. Его вокальные мелодии приобретали всё большую индивидуальность, оставаясь напевными, проникаясь речевой выразительностью. Причём каждый герой наделяется своим строем интонаций, своей "музыкальной речью". Важным звеном драматургического развития становятся большие вокальные сцены. Всё более значительная роль уделяется оркестру - он раскрывает то, что нельзя выразить словами и что составляет глубинный смысл драмы. Меняются и оперные формы. Верди - классик итальянской музыкальной культуры, один из самых замечательных композиторов 19 века, ставший символом борьбы Италии за независимость. Он часто вступал в конфликт с австрийскими властями, считавшими, что его музыка разжигает итальянский национализм. |