ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Исследователи проблем информатизации и информационного общества приходят к выво-ду: в настоящее время формируется личность нового типа - информационная личность, которую характеризует высокий уровень информационной культуры.
Исследователи проблем
информатизации и информационного общества приходят к выводу: в настоящее
время формируется личность нового типа – информационная личность, которую
характеризует высокий уровень информационной культуры.
В структуру информационной
культуры входят элементы культур: коммуникативной (культуры общения);
лексической (языковой, культуры письма и оформления деловой документации);
книжной, читательской (культуры чтения); интеллектуальной (культуры
научного исследования и умственного труда); информационно-технологической
(культуры использования современных информационных средств и технологий);
информационно-правовой; мировоззренческой и нравственной;
библиографической. При этом овладение библиографическим языком становится
условием информационной культуры и включает в себя умения
Информационная культура –
это новый пласт человеческой культуры. Овладение ею предполагает наличие
некоторых умений, а именно:
Как показывает практика,
подростки и молодежь сегодня владеют этими умениями на очень низком
уровне. Практически все затрудняются вести самостоятельный поиск
информации. Молодые люди обращаются за помощью к библиографу-консультанту,
при этом предпочитая поиск по электронному каталогу, либо Интернету. Преподаватели вузов уже
много лет бьют тревогу: уровень знаний абитуриентов снижается. Общаясь с
читателями-школьниками, библиограф-консультант чувствует, как при
возрастании объема их самостоятельной работы, она все чаще сводится к
механическому переписыванию материала, подобранного библиотекарем. Стоит
ли удивляться, что у значительной части старшеклассников и студентов
отсутствует элементарное умение работать с книгой. Порой даже читатели с
высшим и средним специальным образованием не способны самостоятельно
ориентироваться в каталогах, не умеют пользоваться справочным аппаратом
книги. В такой ситуации разовая консультация библиографа не может заменить
систематической работы по развитию библиотечно-библиографической
грамотности. Уже школьники младшего
возраста должны овладеть теми навыками, с помощью которых добываются
знания. И чем раньше ребенок узнает принципы работы с источниками
информации, научится свободно пользоваться ими, самостоятельно отбирать и
перерабатывать информацию, тем больше уверенности, что он не потеряется в
бесконечном информационном просторе. Необходимость овладения
навыками поиска и систематизации информации понимают все: учителя,
родители, библиотекари, сами дети и молодые люди. Тем не менее до сих пор
не выработана четкая концепция развития информационной личности ребенка,
нет единой системы подготовки потребителей информации. Программы, используемые в
прошлые годы («Пропаганда библиотечно-библиографических знаний»,
«Воспитание культуры чтения»), безнадежно устарели. Причем устарело не
только содержание программ, но и сами эти понятия. Потому сегодня в
отдельных библиотеках составляются экспериментальные авторские программы
по курсу «Информационная культура школьника». Еще один важный момент:
работая с юными пользователями надо знать, что информация должна
соответствовать психологическим и социальным характеристикам данного
возраста как по содержанию, так и по форме организации материала. Поэтому
при отборе форм подачи материала необходимо пользоваться рекомендациями
специалистов-психологов. Например, 14 – 16-летним подросткам надо создать
условия, в которых они могли бы активно действовать, проявлять
состязательность. Очевидно, что оптимальной формой работы будет динамичная
и увлекательная библиографическая игра. 18 – 20-летние обращаются к
родовой функции библиотек – предоставление информационных услуг. В работе
с этой возрастной категорией эффективно использование компьютерных
технологий и новейших электронных носителей информации. Традиционными составляющими
информационной культуры являются библиотечно-библиографическая и
компьютерная грамотность. Парадокс сегодняшних дней заключается в том, что
подростки и молодежь, практически не владея грамотностью
библиографической, в совершенстве владеют грамотностью компьютерной.
Библиотека может и должна воссоединять эти две составляющие, ввести
подростка, молодого человека в единую информационную среду. Однако, чтобы
не переусердствовать в использовании популярной ныне и действительно
необходимой компьютерной техники, библиотекарям необходимо иметь ввиду
главное правило, облеченное в словесную форму директором Областной детской
библиотеки г. Санкт-Петербурга М. Куракиной: «Конечная цель информатизации
библиотек – книжная культура». «Вы поколение нечитающих у
нечитающих родителей», – с такими словами совсем недавно обратился к
старшеклассникам один из российских литераторов. Сегодня исследователи
отмечают общие тенденции в детском чтении: резкое возрастание потребности
школьников в информации, преобладание «делового чтения» над чтением
«свободным» (досуговым), возрастание числа читающих только по школьной
программе или ограничивающихся чтением периодики, сокращение доли чтения в
структуре свободного времени детей и юношества, замедленное вхождение
ребенка-дошкольника в книжную культуру, заметное снижение интереса к
чтению у некоторых групп младших школьников и подростков, что во многом
обусловлено элементарным отсутствием у них книг. Все чаще средством научной
и деловой коммуникации, а значит – и объектом чтения и усвоения знаний
становится так называемая «серая» литература, под которой понимают ведомственную
переписку, неопубликованные отчеты о проведенных исследованиях, наконец –
конспекты, рукописи, объявления и разного рода иную справочную информацию.
Носители сведений подобного рода, в известной мере, вытесняют из круга
чтения информационные источники «высокого» содержания: научную и
художественную литературу, традиционные учебные пособия, качественные
газеты и журналы. В результате – юное
поколение все более утрачивает интерес к книге. Отторжение от чтения –
глобальная «болезнь» нашего времени. Прежде всего она связана со сложным
феноменом функциональной неграмотности. По определению ЮНЕСКО, этот термин применим к любому лицу,
в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и неспособному к
восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к
повседневной жизни. Группа людей, наиболее
близко стоящая к функционально неграмотным – слабые читатели, для которых
характерно «пассивное чтение». Обычно слабого читателя представляют как
человека, у которого нет времени для чтения. В действительности же такой
человек читает только от случая к случаю потому, что считает это занятие
нецелесообразным. В книгах такие читатели чаще всего ищут информацию,
приносящую практическую пользу. Эта категория читателей находится вне мира
культуры: библиотека вызывает у них чувство робости и ассоциируется с
учреждением, предназначенным для посвященных; книжные магазины предлагают,
по их мнению, слишком большой выбор. Школьное литературное образование
вызывает, скорее, отторжение от литературы и также не способствует
развитию интереса к чтению и навыков самообразования. Многие исследователи
«пассивного чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины
развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из
школьного, но также из дошкольного периода развития личности ребенка. И
решающую роль здесь играют семья, ее социокультурная среда и читательская
культура родителей. Очень часто у родителей нет ни знаний, ни возможностей
заниматься языковым развитием детей. Многие из них не способны показать
детям ценность книги и чтения, тогда как именно родители несут огромную
ответственность за речевое развитие ребенка в раннем детстве. В 2002 году Чувашская
республиканская детско-юношеская библиотека провела социологическое
исследование «Книжная культура в семье», подтверждающее вышеизложенное.
Так, большинство респондентов, ответивших на вопросы анкет, отметили, что
имеют небольшие домашние библиотеки объемом от 50 до 100 томов, в которых
собрана в основном художественная литература и литература по специальности
родителей. Состав домашних библиотек напрямую зависит от уровня
образования родителей респондентов. В нашем случае родители в основном
имеют среднее специальное и среднее образование, отсюда – скудость
домашних библиотек, как в количественном, так и в качественном отношении.
Кроме того, домашние библиотеки респондентов создавались в большинстве
случаев родителями, никому домашняя библиотека не досталась по наследству
от более старших поколений. Пополняются домашние библиотеки от случая к
случаю. Основным каналом приобретения книг являются магазины. Подростки,
девушки и юноши читают, в основном, литературу из школьной программы. К
книгам обращаются довольно часто – в среднем несколько раз в неделю. Среди
любимых книг у большинства респондентов – приключенческая литература. Это
свидетельствует о низком уровне их читательского развития. При выборе книг
для чтения респонденты чаще всего прислушиваются к советам друзей, но в то
же время отмечают, что лучшие советы дают родители. Библиотекарь в данном
случае не является для них авторитетом. Чтение – одно из главных
свойств общей культуры, интеллекта, нравственности, этики и эстетики
общества. Вторичная неграмотность, болезнь «нечтения» – одно из опасных
явлений постепенной духовной, интеллектуальной деградации. Известно, что
большинство недугов – и физических, и социальных, и нравственных –
излечимы, если своевременна их диагностика, существует реальная программа
борьбы с ними. Источник интеллектуального, эмоционального, эстетического
роста и развития общества – рост и развитие высокой читательской культуры
подрастающего поколения. Отношение к уровню развития
читательской культуры личности и процессу читательской деятельности
сегодня приобретает первостепенное значение. В связи с этим библиотеки, и
в первую очередь, – специализированные детские и юношеские, должны создать
условия для роста массовой информационной культуры и развития культуры
читательской. Сотрудники библиотек
применяют разнообразные методики развития интереса к книге и чтению. В их
числе – праздники «Неделя детской книги», национальные и международные
выставки детской литературы; всероссийские конкурсы детских читательских
симпатий; рекомендательная библиография для юных граждан. Уникальный
трехтомный библиографический словарь «Писатели нашего детства»,
подготовленный российской государственной детской библиотекой, фиксирует
рекомендуемый круг чтения детей и подростков. Силами РГДБ созданы
оригинальные информационно-поисковые системы «Ликс-Изборник» и «Час
книги». Продолжаются исследования детского чтения. Разработаны и
апробированы авторские программы «Воспитание будущих читателей» (для детей
до 2 лет), «Специфика библиотечной работы с одаренными детьми»,
«Приобщение к чтению детей с нарушениями развития» и другие. Учреждена
Межрегиональная ассоциация чтения, призванная координировать деятельность
научных организаций, изучающих чтение. Она должна стать региональным
отделением Международной ассоциации чтения. В завершение подчеркнем: в
современных условиях человек должен быть не только медиаграмотным (т.е.
уметь работать в интерактивном режиме с компьютером, осваивать
социокультурное пространство), но и просто грамотным, умеющим читать и
анализировать прочитанное, применять полученные знания в жизни.
|