ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НА СЕЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Молодежь является важнейшим фактором социально-экономического развития сельского хозяйства, стабильного воспроизводства сельского населения и обновления кадрового по-тенциала агропроизводящей сферы.
По данным государственной статистики на 1 января 2002 г. в Чувашской Республике проживало 326 тыс. человек в возрасте от 16 до 30 лет, что составляет 24 процента от общей численности населения, в том числе - городская молодежь составляет 211 тыс. человек (65% от общего числа молодежи в Чувашской Республике), сельская молодежь - 115 тыс. человек (35%). За последние пять лет молодых людей в Чувашии стало больше почти на 30 тыс. человек. В настоящее время
обозначилась тенденция незначительного сокращения оттока молодых
специалистов из сельской местности. Этому способствуют мероприятия по
поддержке молодых работников сельского хозяйства, улучшение
функционирования сети учреждений образования и культуры на селе.
Существующие
социально-экономические условия предъявляют все более высокие требования к
уровню образования и профессиональной квалификации молодежи. Проведенный
при содействии Госкоммолодежи Чувашии социологический опрос показал, что
сельская молодежь наиболее подвержена влиянию негативных факторов.
Исследования свидетельствуют, что уровень жизни сельской молодежи ниже,
чем городской. Остро стоят на селе проблемы социальной поддержки молодежи,
жилищная проблема и проблема занятости; ограничен круг форм досуга;
имеются сложности в получении образования и т.д. Необходима активизация
оказания сельской молодежи квалифицированной помощи специалистов в сфере
обеспечения занятости и досуга.
В настоящее время нас
особенно тревожат проблемы следующего характера:
-низкий уровень материального
благосостояния сельской молодежи;
-снижение престижа
специальностей сельскохозяйственного профиля;
-снижение качества
профессиональной подготовки молодежи, отсутствие возможности получения
дополнительного образования и профессионального роста;
-сложность решения
жилищно-бытовых и социальных проблем;
-ограниченные возможности для
эффективного и полноценного проведения досуга;
-ограниченные возможности для
самореализации личности.
В последнее десятилетие среди
сельской молодежи получили широкое распространение такие негативные
явления, как инфекционные заболевания, алкоголизм и др. Для нее
осложнилась возможность получения качественного образования: как среднего,
так и высшего. Происходит дальнейшее снижение роли молодежи в
экономической сфере, труд для большинства молодых сельских жителей утратил
смысл как средство самоутверждения и самореализации.
Преодоление кризисных тенденций в среде сельской
молодежи возможно лишь при качественном изменении государственной политики
в отношении к данной категории населения. О необходимости коренного
пересмотра подходов к решению вопросов государственной молодежной политики
было высказано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на совещании
глав регионов Приволжского федерального округа в г. Саранске. Проблемы
занятости и трудоустройства молодых людей могут быть решены повышением
престижа сельскохозяйственных специальностей. В этих целях применимо
проведение конкурсов профессионального мастерства, специализированных
лагерей, семинаров и т.д. Важнейшим направлением деятельности
сегодня является обеспечение условий для интеллектуального,
духовно-нравственного и физического развития молодежи, которое
осуществляют сельские учреждения культуры, спорта, образования. Острой
остается проблема укрепления материально-технической базы сельской
библиотеки, как важнейшего социокультурного центра на селе. Одним из
основных направлений деятельности в реализации государственной молодежной
политики на селе является вовлечение
молодежи в активную общественную деятельность. Хорошим тому примером может
стать движение КВН в селах и поселках. На
сегодня в Чувашии созданы межрайонные методические центры по
развитию данных направлений работы, которые стали дополнительным
механизмом создания актива из числа сельской молодежи. К активным
формам организации досуга молодежи на селе можно отнести фестивали
дворового творчества. Межрегиональный фестиваль сельской молодежи "Ăраскал" и
зональный фестиваль сельской молодежи "Азамат" стали заметными
явлениями в культурной жизни сельской молодежи
республики.
![]() В районах и городах
республики реализация государственной молодежной политики возложена на
совмещенные органы управления культурой, спортом и по делам молодежи,
органы управления образованием, объединенные органы по делам молодежи,
физкультуре и спорту, управления социального развития, специалистов
администраций, и лишь в 4 муниципальных образованиях существуют отдельные
структуры по делам молодежи. Там, где созданы и функционируют отделы по
делам молодежи, решение вопросов происходит быстрее и эффективнее. В связи
с этим необходимо рассмотреть вопрос о создании отделов по делам молодежи
в структуре администраций всех районов и городов, что, безусловно, заметно
повысило бы значимость органов по делам молодежи и эффективность
реализации государственной молодежной политики в сельских районах.
Варьируется состав курирующих молодежную политику: от руководителей
структурных подразделений до специалиста I категории. К сожалению, на
сегодняшний день нет специалистов по делам молодежи в администрациях
Моргаушского района и г. Канаша. В сельских администрациях Ибресинского,
Козловского, Красночетайского районов введены освобожденные должности
специалистов, которые ведут работу по реализации государственной
молодежной политики. Исследования показали, что в тех сельских районах,
где ведется целенаправленная работа с молодежью, уровень негативных
явлений в молодежной среде значительно ниже. В районах создаются
координационные советы по вопросам реализации государственной молодежной
политики. Подобные советы созданы и действуют в Ибресинском, Моргаушском,
Янтиковском, Ядринском районах республики. Учитывая положительный опыт
работы названных районов по организации работы с молодежью по месту
жительства, считаем целесообразным рекомендовать главам администраций
районов и городов Чувашской Республики рассмотреть вопрос о введении в
структуру сельских администраций освобожденных специалистов по работе с
молодежью, физкультурно-оздоровительной и культурно-досуговой работе.
Остается актуальным вопрос
нехватки квалифицированных работников по молодежной проблематике,
способных по-новому решать задачи. Велика текучесть кадров в муниципальных
структурах по делам молодежи, что безусловно создает определенные
трудности в работе со специалистами. Это явление вызвано большими
трудностями в работе муниципального специалиста по делам молодежи:
отсутствием или недостатком финансовых средств, отсутствием
материально-технической базы, а часто - и непониманием важности
осуществления государственной молодежной политики со стороны руководства
района или города. В связи с этим необходимо целенаправленно проводить
работу по подготовке, переподготовке и повышению профессиональной
квалификации работников, занятых в сфере молодежной политики.
В целях разработки
приоритетных направлений государственной молодежной политики, формирования
единой системы работы по проведению молодежной политики, осуществления
курирования и координации работы специалистов района, занимающихся
вопросами молодежной политики, Государственный комитет Чувашской
Республики по делам молодежи подписал соглашения с администрациями районов
и городов Чувашской Республики. На сегодняшний день подобные соглашения
подписаны с 21 районом и городом Чувашской Республики. К сожалению, до сих
пор не подписаны соглашения с г. Шумерля, Вурнарским, Красноармейским,
Порецким районами.
Важнейшим направлением
реализации государственной молодежной политики является программный подход
к решению проблем молодежи. На сегодняшний день в большинстве районов и
городов существуют целевые программы "Молодежь района (города)" с периодом
реализации 2001-2002 годы. К сожалению на сегодня не приняты или не
пролонгированы программы в г.г. Чебоксары, Шумерля, Канаш, что является
нарушением ст.5 Закона Чувашской Республики "О государственной молодежной
политике в Чувашской Республике", где указано, что разработка и реализация
местных программ по вопросам молодежи в соответствии с основными
направлениями государственной молодежной политики в Чувашской Республике,
а также создание в установленном порядке и обеспечение деятельности
местных органов по делам молодежи относятся к компетенции органов местного
самоуправления.
Решение основных
социально-экономических проблем молодежи, безусловно, должно подкрепляться
целевым финансированием. Особенно остро этот вопрос стоит на муниципальном
уровне. В 2002 году в бюджетах 3 муниципальных образований отсутствовала
строка "Молодежная политика" (г. Канаш, Чебоксарский и Яльчикский районы).
Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным рекомендовать главам
администраций ускорить работу по разработке и утверждению целевых программ
"Молодежь района (города)", укреплению материально-технической базы
органов по делам молодежи, содействовать повышению профессиональной
квалификации специалистов по делам молодежи, предусмотреть финансирование
мероприятий по реализации государственной молодежной политики из местных
бюджетов на последующие годы.
Исходя из анализа информации
о реализации государственной молодежной политики в республике, следует
отметить формирование системы взаимодействия органов местного
самоуправления по реализации государственной молодежной политики. На
сегодняшний день приоритетными направлениями деятельности при реализации
государственной молодежной политики на селе являются:
- защита интересов сельской
молодежи, активизация ее роли в общественной жизни республики;
- участие в выработке
социальной и кадровой политики на селе, отдельных ее направлений,
стратегии и тактики ее осуществления;
- повышение престижа
сельского труда, содействие консолидации общества на идее возрождения
аграрного сектора. Признавая невозможность выдвижения сегодня
крупномасштабных капиталоемких задач, предлагаем решать проблемы
качественного характера, выбрать приоритетные направления политики,
реализация которых требует комплексного межотраслевого подхода. На наш
взгляд - это, прежде всего, меры по поддержке и укреплению молодой семьи;
укреплению и развитию системы учреждений культуры, досуга и спорта. В
связи с этим обращаемся к главам органов местного самоуправления с
предложениями:
- разработать
нормативно-правовую базу обеспечению жильем молодых семей в сельских
районах республики;
- практиковать целевую
подготовку кадров для села по всем специальностям и на- правлениям;
- квотировать рабочие места
для сельской молодежи;
- содействовать созданию
районных общественных молодежных организаций для вовлечения сельской
молодежи в позитивную досуговую деятельность.
А.П. МИХАЙЛОВ,
специалист Государственного комитета Чувашской Республики по делам молодежи. вернуться
|