СЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙ - ХРАНИТЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ОБЩЕСТВА
Тема конференции "Новый век - селу", являясь приметой времени, отражает серьезные изменения в нашем
сознании. Понимание того, что корни каждого из нас - в сельской культуре, наконец-то заставило общество обратить внимание на истоки нашего духовно-нравственного благосостояния. Село кормит, поит и, главное, сохраняет питательную почву народных традиций, на которой в последующем вырастает профессиональное искусство, культура в самом высоком понимании этого слова. Думается, что главной причиной нашего интереса к проблемам села является стремление сохранить культурную самобытность и индивидуальность всех народов нашей республики. Миссию сохранения историко-культурного наследия в обществе выполняют музеи.
Интерес к народной культуре
зримо обозначился в конце ХХ века. Он возник как альтернатива, здоровая
реакция общества на глобализацию, проникновение идей мультикультуризма.
Главная идея этого явления формулируется примерно так: западные ценности
наиболее прогрессивны и современны, и, следовательно, их надо
пропагандировать и развивать. Другие (не западные - В.Ш.) культурные
ценности имеют только локальный характер, этнографическую значимость,
важны только для создавшего эти ценности народа. Однако лучшие образцы
западной культуры запаздывают, а насыщение рынка услуг низкопробными
"шедеврами" западной масс-культуры принимает уродливые формы. Почти все
каналы ТВ забиты боевиками, "мыльными операми", всевозможными шоу ("Как
стать миллионером", "Осторожно, модерн", "Окна" и т.п.). Прилавки книжных
магазинов пестрят низкопробной детективной литературой, альбомами с голой
натурой для особо озабоченных. Ответом общества на эту масс-культурную
экспансию стало возрождение интереса к народной культуре. Вспомните, ведь
именно в 90-х годах минувшего века в Чувашии зародился фольклорный
фестиваль "Родники Поволжья", развернул свою деятельность Центр
возрождения народного костюма, появились Музей хлеба в селе Батырево,
Музей "Земля и люди" в селе Комсомольское и другие экспозиции, отражающие
лучшие черты народной культуры.
Тлетворное воздействие
масс-культуры коснулось и научного познания. Появилось множество
лженаучных трудов, созданных людьми, далекими от профессиональных занятий
исторической наукой. Возник жанр так называемой "фолькхистори", в котором
преподносятся вольные трактовки исторических событий и явлений. В
российской истории ярким представителем этого жанра является А.П. Фоменко,
создавший в соавторстве с Г.В. Носовским "Новую хронологию и концепцию
древней истории Руси, Англии и Рима" (ТТ. 1-2. М., 1995). В нашей,
местной, - Г.П. Егоров, автор трилогии о происхождении чувашей:
"Воскресение шумеров", "Казаки: воскресение", "Скифы" (Чебоксары,
1993-2001). Подобная литература, может быть, и имеет право на
существование, но лишь как популярная, а не для профессиональных занятий
историей.
Не следует забывать, что
историки в значительной мере "создают" как историю страны, так и нации.
Именно они формируют понимание прошлого, заставляют людей забывать одни
события и запоминать другие, воспитывают морально-культурные традиции,
национальное самосознание, национальное достоинство.
Россия, все наше
многонациональное общество, нуждается сегодня в "историотерапии" - в
объективной оценке своих достоинств и недостатков, чтобы иметь возможность
достоинства - развивать, а недостатки - лечить и устранять. Историки могут
стать социальными врачами, как психоаналитики, если смогут дойти до
сознания массовой аудитории. В этом несоизмеримо велика роль музеев. Тема
эта обширна и многогранна, ее не раскрыть в газетной статье, поэтому я
постараюсь раскрыть лишь одну грань - трансляцию музейными средствами
ценностных идеалов подрастающему поколению.
В передаче
культурно-исторического наследия потомкам особую роль играют районные и
сельские краеведческие музеи, которые занимаются сохранением объектов
национальной культуры (ведь именно сельская культура определяется как
национальная - в значении "этническая"). В Чувашской Республике действует
единая сеть, объединяющая 46 общественных и народных музеев; 25 из них
удостоены звания "народный". В музеях можно видеть и изучать домашнюю
утварь, предметы прикладного искусства, социально-экономический уклад
жизни местного населения. В них хранится и экспонируется свыше 120 тыс.
предметов, проводится большая работа по пропаганде материальной и духовной
культуры народов республики. Посещаемость экспозиций сельских музеев в
последние годы значительно активизировалась. Так, в 2001 г. она составила
более 68 тыс. человек. Более разнообразной стала выставочная деятельность
- в минувшем году сельские музеи подготовили около 150 выставок. Наши
сельские коллеги проявляют и инициативу участия в различных программах,
грантах с целью привлечения внебюджетных средств на развитие музеев.
Все это так. Однако
материальное обеспечение музеев далеко от совершенства. К сожалению, среди
них есть и такие, где в неотапливаемых помещениях хранятся уникальные
коллекции, живописные полотна мэтров профессионального искусства Моисея
Спиридонова, Никиты Сверчкова, Николая Овчинникова. Порой районное
руководство решается на открытие музеев и картинных галерей, даже не
позаботившись о создании для них элементарно необходимых условий. К
счастью, подобные ситуации все же экстраординарны, не они представляют
облик культуры республики.
Несмотря на объективные
трудности, сельчане проявляют чудеса изобретательности, превращая свои
музеи в любимые центры досуга, копилку народной мудрости. Кто в республике
не знает директора Большебуяновского музея Шемуршинского района Германа
Николаевича Ларшникова и его фольклорный коллектив "Мерчень"? На лучших
народных традициях здесь воспитано не одно поколение. Не только учащиеся
окрестных школ, но и из Чебоксар охотно едут на экскурсию к Ольге
Ильиничне Меркурьевой в Яншихово-Норвашский музей Янтиковского района и
пишут восторженные сочинения о сельском быте. Увлеченных краеведов растит
в своем Вурнарском музее Елена Ивановна Шарипова. Ее воспитанники -
победители конкурсов, проводимых Республиканским центром детского и
юношеского туризма, краеведения и экологии "Эткер". В Чувашии и за ее
пределами известен своими делами Николай Матвеевич Матвеев - директор
мемориального музея Ф.М. Лукина Красноармейского района. Конкурсы "Играй,
гармонь!", заключительные концерты лауреатов Республиканского конкурса
вокалистов им. Ф.М. Лукина, проводимые в музее, снискали всеобщее
признание.
Познакомившись в музее со
славной историей своих предков, почувствовав гордость за их деяния, любой
человек становится чище помыслами. Глубоко убеждена, что, руководствуясь
девизом "Помни о прошлом, живи настоящим, думай о будущем", мы сможем
противостоять негативным последствиям широкого распространения
масс-культуры, сохранить свою самобытность и индивидуальность.
Завершая свое размышление о
роли музея в воспитании подрастающего поколения, хочется привести слова
Президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанные на
пресс-конференции 24 июня 2002 г.: "Россия богата не только природными
ресурсами. Она богата своей многонациональной культурой. Может быть, это
самое ее большое достояние. Может быть, именно это делает ее
трудноуязвимой и непотопляемой. Поэтому забота об этом культурном
многообразии, в том числе и языковом многообразии, должна быть,
безусловно, одной из прерогатив, одним из приоритетов государства…".
В.Г. ШЛЯХИНА,
заместитель
директора
Чувашского
национального музея.
вернуться
|