СЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙ - ХРАНИТЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ОБЩЕСТВА

Тема конференции "Новый век - селу", являясь приметой времени, отражает серьезные изменения в нашем сознании. Понимание того, что корни каждого из нас - в сельской культуре, наконец-то заставило общество обратить внимание на истоки нашего духовно-нравственного благосостояния. Село кормит, поит и, главное, сохраняет питательную почву народных традиций, на которой в последующем вырастает профессиональное искусство, культура в самом высоком понимании этого слова. Думается, что главной причиной нашего интереса к проблемам села является стремление сохранить культурную самобытность и индивидуальность всех народов нашей республики. Миссию сохранения историко-культурного наследия в обществе выполняют музеи.
 
Интерес к народной культуре зримо обозначился в конце ХХ века. Он возник как альтернатива, здоровая реакция общества на глобализацию, проникновение идей мультикультуризма. Главная идея этого явления формулируется примерно так: западные ценности наиболее прогрессивны и современны, и, следовательно, их надо пропагандировать и развивать. Другие (не западные - В.Ш.) культурные ценности имеют только локальный характер, этнографическую значимость, важны только для создавшего эти ценности народа. Однако лучшие образцы западной культуры запаздывают, а насыщение рынка услуг низкопробными "шедеврами" западной масс-культуры принимает уродливые формы. Почти все каналы ТВ забиты боевиками, "мыльными операми", всевозможными шоу ("Как стать миллионером", "Осторожно, модерн", "Окна" и т.п.). Прилавки книжных магазинов пестрят низкопробной детективной литературой, альбомами с голой натурой для особо озабоченных. Ответом общества на эту масс-культурную экспансию стало возрождение интереса к народной культуре. Вспомните, ведь именно в 90-х годах минувшего века в Чувашии зародился фольклорный фестиваль "Родники Поволжья", развернул свою деятельность Центр возрождения народного костюма, появились Музей хлеба в селе Батырево, Музей "Земля и люди" в селе Комсомольское и другие экспозиции, отражающие лучшие черты народной культуры.
 
Тлетворное воздействие масс-культуры коснулось и научного познания. Появилось множество лженаучных трудов, созданных людьми, далекими от профессиональных занятий исторической наукой. Возник жанр так называемой "фолькхистори", в котором преподносятся вольные трактовки исторических событий и явлений. В российской истории ярким представителем этого жанра является А.П. Фоменко, создавший в соавторстве с Г.В. Носовским "Новую хронологию и концепцию древней истории Руси, Англии и Рима" (ТТ. 1-2. М., 1995). В нашей, местной, - Г.П. Егоров, автор трилогии о происхождении чувашей: "Воскресение шумеров", "Казаки: воскресение", "Скифы" (Чебоксары, 1993-2001). Подобная литература, может быть, и имеет право на существование, но лишь как популярная, а не для профессиональных занятий историей.
 
Не следует забывать, что историки в значительной мере "создают" как историю страны, так и нации. Именно они формируют понимание прошлого, заставляют людей забывать одни события и запоминать другие, воспитывают морально-культурные традиции, национальное самосознание, национальное достоинство.
 
Россия, все наше многонациональное общество, нуждается сегодня в "историотерапии" - в объективной оценке своих достоинств и недостатков, чтобы иметь возможность достоинства - развивать, а недостатки - лечить и устранять. Историки могут стать социальными врачами, как психоаналитики, если смогут дойти до сознания массовой аудитории. В этом несоизмеримо велика роль музеев. Тема эта обширна и многогранна, ее не раскрыть в газетной статье, поэтому я постараюсь раскрыть лишь одну грань - трансляцию музейными средствами ценностных идеалов подрастающему поколению.
 
В передаче культурно-исторического наследия потомкам особую роль играют районные и сельские краеведческие музеи, которые занимаются сохранением объектов национальной культуры (ведь именно сельская культура определяется как национальная - в значении "этническая"). В Чувашской Республике действует единая сеть, объединяющая 46 общественных и народных музеев; 25 из них удостоены звания "народный". В музеях можно видеть и изучать домашнюю утварь, предметы прикладного искусства, социально-экономический уклад жизни местного населения. В них хранится и экспонируется свыше 120 тыс. предметов, проводится большая работа по пропаганде материальной и духовной культуры народов республики. Посещаемость экспозиций сельских музеев в последние годы значительно активизировалась. Так, в 2001 г. она составила более 68 тыс. человек. Более разнообразной стала выставочная деятельность - в минувшем году сельские музеи подготовили около 150 выставок. Наши сельские коллеги проявляют и инициативу участия в различных программах, грантах с целью привлечения внебюджетных средств на развитие музеев.
 
 Все это так. Однако материальное обеспечение музеев далеко от совершенства. К сожалению, среди них есть и такие, где в неотапливаемых помещениях хранятся уникальные коллекции, живописные полотна мэтров профессионального искусства Моисея Спиридонова, Никиты Сверчкова, Николая Овчинникова. Порой районное руководство решается на открытие музеев и картинных галерей, даже не позаботившись о создании для них элементарно необходимых условий. К счастью, подобные ситуации все же экстраординарны, не они представляют облик культуры республики.
 
Несмотря на объективные трудности, сельчане проявляют чудеса изобретательности, превращая свои музеи в любимые центры досуга, копилку народной мудрости. Кто в республике не знает директора Большебуяновского музея Шемуршинского района Германа Николаевича Ларшникова и его фольклорный коллектив "Мерчень"? На лучших народных традициях здесь воспитано не одно поколение. Не только учащиеся окрестных школ, но и из Чебоксар охотно едут на экскурсию к Ольге Ильиничне Меркурьевой в Яншихово-Норвашский музей Янтиковского района и пишут восторженные сочинения о сельском быте. Увлеченных краеведов растит в своем Вурнарском музее Елена Ивановна Шарипова. Ее воспитанники - победители конкурсов, проводимых Республиканским центром детского и юношеского туризма, краеведения и экологии "Эткер". В Чувашии и за ее пределами известен своими делами Николай Матвеевич Матвеев - директор мемориального музея Ф.М. Лукина Красноармейского района. Конкурсы "Играй, гармонь!", заключительные концерты лауреатов Республиканского конкурса вокалистов им. Ф.М. Лукина, проводимые в музее, снискали всеобщее признание.
 
Познакомившись в музее со славной историей своих предков, почувствовав гордость за их деяния, любой человек становится чище помыслами. Глубоко убеждена, что, руководствуясь девизом "Помни о прошлом, живи настоящим, думай о будущем", мы сможем противостоять негативным последствиям широкого распространения масс-культуры, сохранить свою самобытность и индивидуальность.
 
Завершая свое размышление о роли музея в воспитании подрастающего поколения, хочется привести слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанные на пресс-конференции 24 июня 2002 г.: "Россия богата не только природными ресурсами. Она богата своей многонациональной культурой. Может быть, это самое ее большое достояние. Может быть, именно это делает ее трудноуязвимой и непотопляемой. Поэтому забота об этом культурном многообразии, в том числе и языковом многообразии, должна быть, безусловно, одной из прерогатив, одним из приоритетов государства…".
  • В.Г. ШЛЯХИНА,
     заместитель директора
    Чувашского национального музея.

    вернуться
    Издатель - Чувашский научно-методический центр народного творчества
    E-mail: rnms@chebnet.com