Советская Чувашия

от 18 апреля 2003 г.

ПРАЗДНИК ТАНЦА ОТКРЫЛА "ЗОЛУШКА"

Позавчера в рамках программы "Культурная столица" началось главное событие чебоксарской весны - VII Международный фестиваль балета. Первым его зрителям представлена премьера - сказка "Золушка" на музыку Сергея Прокофьева.

Такой крупномасштабной постановки сцена театра оперы и балета, пожалуй, еще не видела. В течение почти трех часов зрители смогли проследить за всеми сюжетными перипетиями гениального творения Шарля Перро, для чего только декорации на сцене менялись не менее двух десятков раз. Это означает, что благодаря воплощенному замыслу художника-постановщика Валентина Федорова зрители оказывались не только в средневековой Франции, но и в дальних странах, как реально существовавших, так и фантастических, вымышленных. А для того, чтобы смогли ожить все сказочные персонажи, многочисленным участникам спектакля, артистам балета, хора, миманса, учащимся хореографического училища перевоплощаться приходилось по четыре-пять раз - то в фей, то в придворных принцесс и принцев, в арапчат, а чаще всего - в сверстников главной героини спектакля, в друзей и недоброжелателей очень доброй, милой, маленькой Золушки. Конечно же, в этой партии непременно должна была выступить (так на самом деле и получилось) Ольга Сереги- на, очаровательная прима-балерина Чувашского театра. За почти три десятка лет беззаветного служения искусству классического танца Ольга Серегина перетанцевала все роли в спектаклях нашего театра, от кордебалетных до балеринс-ких. Ею созданы десятки незабываемых образов. Но впервые за столько лет балерине досталась роль, идеально совпадающая с личностью самой актрисы, женщины трудолюбивой, скромной, добросердечной. Как-то не было повода сказать об этом во всеуслышание. Но сегодня, когда балерина станцевала главную роль своей жизни, надо сказать, ведь даже за пределами республики в среде людей искусства Ольга Витальевна в течение многих лет является символом Чувашии, примером высочайшего профессионализма и ответственности для своих коллег и учеников. Об этом знают не только на балетном пространстве бывшего СССР, но и в Канаде, Болгарии, Англии, Японии, США и других странах. В жизни ей, как настоящей Золушке, достались не одни звездные мгновения. Были и бесчисленные травмы, страдания физи- ческие и душевные. Вот почему образ, созданный в новом спектакле, получился столь наполненным, хрупким и мужественным одновременно.

Великолепный прием оказали зрители и исполнительницам ролей-антиподов Золушки, ее сестрам Злюке и Кривляке. В них публика узнала также приму-балерину театра, неподражаемую, всегда желанную Елену Лемешевскую и обладательницу самых красивых и крепких стоп, артистичнейшую солистку нашего балета Викторию Шиманскую. Вместе с Мачехой Золушки (артистка Елена Евдокимова) этот блестящий женский ансамбль стал самой значительной сценической удачей нового спектакля.

Единственный, кто смог оказать достойную конкуренцию элегантному квартету, - музыкальный руководитель постановки, хорошо известный по работе с камерным оркестром республики маэстро Сергей Вантеев. Огромное лирико-эпическоо произведение композитора он донес до зрителей предельно четко, ясно, бла" о-родно и современно.

И что греха таить - дирижер сумел взять на себя, "прикрыл музыкой", если можно так выразиться, немалые огрехи кордебалета, солистов, местами устаревшей хореографии.

Автор "Золушки" великий ленинградский танцовщик Константин Сергеев создал ее в 1946 году как блистательный хореографический аккорд великой Оды Победе над фашизмом. Но с тех пор прошло 57 лет... В новом спектакле Чувашского театра от первоначального идейного замысла хореографа ничего не осталось. Скорее "Золушка", восстановленная Борисом Бланковым, - доверительный разговор об уходящих духовных ценностях, о поисках молодежью своего пути в жизни. Первые зрители, истинные любители балета, бесконечно доброжелательные, широко мыслящие, чуткие, достойно участвовали в этом разговоре. Продолжится ли он тогда, когда в зал придет обычная повседневная публика, сказать трудно.

И все же поздравим театр с премьерой - и с первой, и с той, что завершилась вчера вечером (балет "Любовь под вязами"). Сегодня на фестивале вступает в свои права балетная классика - вечно юная и потому всегда прекрасная "Баядерка".


Н. Говорова.
предыдущая
Информационное сопровождение А.И. Алексеева (8352) 62-11-77 kult1@cap.ru
главная | поздравления | история | участники | репертуар | пресса | фотоальбом | архив | гостевая | e-mail | на главную